×
Политика Политика

Выдержит ли Шенген массовый наплыв беженцев?

Источник изображения: http://baltnews.lv/

Миграционный кризис, охвативший Европу, проверяет на прочность одну из основных свобод нынешнего Евросоюза – свободу передвижения. Из-за массового наплыва беженцев многие страны начали вводить пограничный контроль, о котором значительная часть жителей ЕС уже давно благополучно забыла. Некоторые политики всерьёз заговорили о том, что отмена Шенгена может привести к распаду ЕС, и подчеркнули необходимость улучшения охраны его внешних границ, с чем сами страны-члены уже не справляются. Однако такой подход требует быстрого решения, которое в условиях долгого согласования вопросов со всеми государствами, входящими в Евросоюз, невозможно. И если в ближайшее время руководство ЕС не найдёт выход из сложившейся ситуации, отказ некоторых стран от Шенгенского соглашения можно будет считать полностью свершившимся фактом.

В настоящее время, в целях пресечения нелегальной миграции, паспортный контроль на национальных границах применяют Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Франция, Мальта и Австрия, заявившая о возвращении к этой процедуре в середине января нынешнего года. Кроме этого, ещё одна страна ЕС, Венгрия, установила пограничный контроль со странами, не входящими в Шенген, – Хорватией и Сербией – и ввела временный контроль на границе со Словенией. Такое решение уже серьёзно повлияло на жизни людей в этих странах: от стояния в многочисленных пробках на границах до полного отсутствия сообщения между странами, вызванного отменой поездов. В свою очередь, владельцы некоторых магазинов в приграничных районах, живущие за счёт торговли с жителями соседних стран, недосчитались прибыли из-за того, что люди по ту сторону границы просто перестали к ним ездить.

Для решения проблемы нелегальной миграции глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ещё в декабре прошлого года предложил законопроект, направленный на усовершенствование работы европейского пограничного агентства Frontex. Согласно документу, если Еврокомиссия после консультаций со всеми государствами, входящими в Евросоюз, установит, что какая-либо страна недостаточно эффективно контролирует свои внешние границы, то в неё может быть отправлена группа быстрого реагирования. Кроме этого, в чрезвычайных ситуациях у Еврокомиссии будет право самой, без согласия страны-члена ЕС, не справляющейся с охраной границ, организовать контроль проблемных участков границы и проводить регистрацию прибывающих на её территорию беженцев. Если этот законопроект будет принят, то не исключено, что укрепление внешних границ поможет Евросоюзу не допустить массового проникновения нелегальных мигрантов.

В то же время ясно, что данный законопроект направлен на ограничение прав отдельных стран контролировать собственные границы, и дебаты по этому вопросу обещают быть бурными. Некоторые государства и имеющие вес в Европарламенте политические группы дали понять, что не поддержат такой законопроект в его нынешнем виде и будут требовать его изменений. Председательствующая на данный момент в Совете ЕС Голландия уже заявила, что к июлю будет подготовлен другой, компромиссный, вариант. Как известно, при принятии основополагающих законопроектов Евросоюз пытается учесть интересы всех стран, входящих в него, порой принимая такие решения, которые совершенно не улучшают нынешнее положение вещей.

Однако проблему беженцев нужно решать быстро: к июлю уже может быть поздно. Наблюдая неспособность ЕС защитить свои территории, государства будут вынуждены решать этот вопрос самостоятельно единственно возможным способом – вводя постоянный контроль на границах, тем самым проверяя на прочность Шенген.

Интересно, что на недавнем совещании глав МВД стран-членов ЕС Еврокомиссии как раз и было предложено подготовить необходимую законодательную базу для ограничения действия Шенгенского соглашения сроком на два года. По действующему законодательству страны, входящие в Шенген, имеют право закрывать свои границы и вводить паспортный контроль, но на строго определённый срок: до 30 дней с возможностью его продления до полугода, – уведомив об этом Еврокомиссию. Кроме этого, недвусмысленно оговариваются и причины, по которым проверки могут вводиться – это исключительно угроза внутренней безопасности и общественному порядку. Действительно, массовый и неконтролируемый поток беженцев входит в список этих угроз, однако нельзя исключать, что после двух лет работы границ далеко не все страны будут готовы снова их отменить даже при исчезновении первоначальных угроз.

Видимо, это понимают и некоторые страны, находящиеся в центре Европы, которые со всех сторон окружены государствами, входящими в Шенген. Для них введение постоянного пограничного контроля явно обернётся большими экономическими потерями. Возможно, поэтому главы МВД Чехии и Австрии предложили более простое, но радикальное решение – на время исключить из Шенгенской зоны Грецию, как страну, которой не удаётся бороться с потоком нелегальной миграции. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и если Греция будет исключена из Шенгена, то никто не даст гарантию, что она обязательно позже будет включена в него снова. Также, если процесс исключения Греции пройдёт удачно, то кто сказал, что он на этом остановится, а через некоторое время не будет принято решение исключить другие страны? Например, ту же Италию, тоже испытывающую проблемы, связанные с массовым наплывом беженцев.

С исключением Греции из Шенгена будет создан прецедент, который может похоронить единую Европу.

Единственное решение, как не допустить такого развития сценария, – это, несмотря на противодействие некоторых стран-членов ЕС, всё-таки принять законопроект, дающий право Еврокомиссии контролировать внешние границы Евросоюза, не спрашивая разрешения на это у самих государств. Да, при таком решении страны потеряют часть своих полномочий, но это нормальный процесс федерализации, к которому постепенно движется Евросоюз. В противном случае он просто может развалиться – с распадом Шенгенской зоны это будет только вопросом времени.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров