×
Политика Политика

Какой евроинтеграционный опыт могла бы передать Литва Молдавии?

Источник изображения: voanews.com

Министр иностранных дел Литвы Л. Линкявичюс накануне официального визита в Молдавию выразил обеспокоенность по поводу хода реализации евроинтеграционных реформ в одном из государств-лидеров «Восточного партнёрства», а также отсутствия «решительных мер» по восстановлению доверия к финансовой системе страны. При этом глава литовского внешнеполитического ведомства дал чётко понять молдавским властям, что «страна не должна надеяться на помощь авансом ЕС, если не выполнит реформ».

Ультимативный язык литовской дипломатии очень напоминает украинский случай, когда руководству государства было предложено подписать Ассоциацию о сотрудничестве с ЕС, сделав выбор: либо вы с нами, либо против нас. Отказ президента В. Януковича привёл к активному вмешательству Литвы во внутренние дела суверенного государства с целью недопущения дискредитации продвигаемого Вильнюсом европейского интеграционного формата со странами бывшего СССР (Украина, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Армения, Беларусь) и утраты доверия со стороны Брюсселя. Политическое руководство Литвы своим активным участием подогревало радикальные общественные настроения Майдана, а затем спонсировало развязанный пришедшим после свержения законно избранного президента к власти новым киевским режимом военный конфликт на юго-востоке страны, осуществляя поставки вооружения.  

Украина при президенте В. Януковиче не была образцом демократии – Запад неоднократно ставил в вину режиму чрезвычайно высокий уровень коррупции в стране. Вместе с тем демократически избранный глава государства не только обеспечивал социально-экономическую стабильность страны с населением в 45 млн человек, но и демонстрировал высокую договороспособность с европейскими партнёрами. Президент гарантировал европейским спецпредставителям выполнение требований оппозиции: проведение конституционной реформы и переход к парламентско-президентской республике, что означало бы урезание полномочий главы государства. Однако вместо этого Украина получила государственный переворот, гражданскую войну на юго-востоке страны (по оценкам ООН, более 9 тыс. убитых и более миллиона беженцев), критическое падение всех социально-экономических показателей, внешнее управление и существование за счёт финансовых инъекций МВФ и ЕС.

Сегодня в украинском обществе зреет глубокое разочарование тем масштабным уровнем коррупции, который демонстрируют сменившие В. Януковича власти во главе с П. Порошенко. Вышедшие на Майдан люди выступали за демократические преобразования и свободную от коррупции европейскую перспективу. На деле всё обернулось олигархическим переделом сфер влияния, разграблением остатков государственной собственности, а также массовым обнищанием населения. Вопиющие масштабы катастрофы и ущерба собственной экономике заставили даже такие консервативные американские издания, как «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост», писать о действующем киевском режиме как о «коррупционном болоте» и «раковой опухоли».

Сегодня Литва активизирует двустороннее сотрудничество с Молдавией, намереваясь поделиться своим исключительным евроинтеграционным опытом для достижения всё той же заветной европейской мечты – членства в ЕС. Глава МИД Литвы Л. Линкявичюс (как и в случае с командированным на Майдан спикером литовского Сейма Л. Граужинене) едет в охваченную непрекращающимся протестом страну, где люди также выступают против засилья коррупции в высших проевропейских государственных эшелонах (миллиард евро был украден из казны при пришедшей с помощью Запада к власти Либерально-демократической партии Молдовы), олигархического передела сфер влияния и т. д. В этот раз перед литовской дипломатией стоит более сложная задача:

предотвратить падение поддерживаемого Вильнюсом коррумпированного режима и растолковать оппозиции, кто свой, а кто чужой.

Что до протестующего населения, оказавшегося в заложниках непрекращающегося политического спектакля, так оно и дальше должно грезить европейской мечтой, подпитываемой постоянными обещаниями из Брюсселя. Только вот парадокс: чем больше люди стремятся за ней, тем хуже становится их социально-экономическое положение – всё ниже уровень благополучия и достатка.

В чём же причина? В том же пресловутом подходе: либо вы с нами, либо вы против нас. Примечательно, что на момент парафирования молдавской ассоциации с ЕС в конце 2013 г. более половины населения страны, которому начиная с 2009 г. молдавские власти усиленно навязывали светлую европейскую перспективу, было против партнёрства с Западом. Большинство выступало за традиционные интеграционные экономические связи с Россией (а Гагаузия, автономное территориальное образование на юге Молдавии, вообще провела консультационный референдум за присоединение к Таможенному союзу). Россия всегда была основным рынком сбыта молдавской продукции при объёмах импорта на уровне 700 млн долларов: ликёро-водочная продукция (вино и коньяк), фрукты (абрикосы, персики, груши, черешня, яблоки), сельскохозяйственная продукция и т. д. Основная экспортная статья – вино, чьи ежегодные объёмы импорта на российский рынок составляли около 19 млн литров (25 млн бутылок).

Москва в связи с вступлением в силу зоны свободной торговли между ЕС и Молдавией была вынуждена ввести защитные механизмы, оградив российский рынок от беспошлинного попадания европейских товаров. Таким образом, Кишинёв утратил статус наибольшего благоприятствования в торговле, а вместе с ним и ёмкий рынок Таможенного союза. Потеря торговых преференций заставила местных производителей вина искать выходы на западные рынки, где они столкнулись с жёсткой европейской реальностью – квотированием и беспощадной конкуренцией. В итоге на полках в самих молдавских магазинах появилось французское вино, а местная винодельческая отрасль при помощи европейских субсидий была фактически полностью «подрублена под корень».

ЕС, таким образом, убил двух зайцев: избавился от серьёзного конкурента и превратил его в собственный рынок сбыта.

Визит в Молдавию министра иностранных дел Литвы Л. Линкявичюса призван вернуть былое величие изрядно потускневшему образу европейской мечты о членстве в ЕС и укрепить пошатнувшуюся веру в светлое европейское будущее ударившегося в полномасштабную коррупцию политического истеблишмента.

Вместе с тем Молдавия в нынешнем виде – с замороженным военным конфликтом, политической нестабильностью и деградирующей экономикой – Евросоюзу ни за какие заокеанские геополитические обещания не нужна. В его нынешнем составе и так хватает аутсайдеров, которых Германии приходится экономически тащить на себе. Да и широкое недовольство немецкого общества полной неспособностью властей решить острую проблему европейского миграционного кризиса вряд ли позволит Берлину в ближайшие годы заикаться о дальнейшем расширении ЕС. Немцы устали платить за всех, о чём наглядно свидетельствует пример Греции, которая не так давно оказалась на грани вылета из ЕС в связи с народным референдумом против навязываемой Берлином политики мер жёсткой экономии. Так что Молдавии в ближайшие десятилетия ничего, кроме формата «Восточного партнёрства», который так удобен ЕС в силу его экономичности и расплывчатости конечной цели, не светит. И никакой Линкявичюс против этой объективной реальности пойти не сможет, даже если поселится в Кишинёве.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров