×
Политика Политика

В Киеве задумались об автономии для крымских татар

Источник изображения: YouTube.com

За три года киевские власти так и не удосужились разработать концепцию реинтеграции Крыма, несмотря на целый вал обещаний. Единственный шаг, помимо апелляции к международным институциям, который украинские «верхи» предпринимают в этом направлении, — это заигрывание с радикальным крылом крымских татар, в угоду которому даже обещают провести конституционные изменения.

Идея предоставления крымским татарам национальной автономии витает в высоких киевских кабинетах не первый год. Впрочем, никто не может сказать однозначно, как должна выглядеть такая автономия: то ли под этим термином подразумевается изменение раздела Х Конституции Украины «Автономная Республика Крым», то ли создание на юге Херсонской области отдельной административно-территориальной единицы, где будут сформированы институты власти крымских татар. 

Последних на подконтрольной Киеву территории насчитывается два-три десятка тысяч человек: подавляющее большинство крымских татар после 2014 года продолжило проживать на территории полуострова, интегрировавшись в российское общество, в частности обеспечив официальный статус крымско-татарскому языку.

Один из членов Конституционной комиссии Украины (органа, о котором нет упоминания ни в одном из нормативно-правовых актов) заявил, что Порошенко, не раз обещавший предоставить крымским татарам автономию, дал-таки поручение изменить статус полуострова. Вот как прокомментировал эту новость известный украинский политолог Михаил Погребинский:

Михаил ПогребинскийМихаил Погребинский

«На Украине хотят отменить Автономную Республику Крым и назвать это крымско-татарской автономией. Все, кто имеют к этому отношение, прекрасно понимают, что всё это будет только на бумаге, но власти всё равно будут это делать, как бы отвечая на вопрос крымско-татарских представителей, членов Меджлиса, а также украинских националистов, которых будет греть то, что хотя бы на бумаге, но русским Крым не достанется. Они играют в игры, которые интересны только им самим».

Сложно не согласиться. Решение о внесении изменений в Конституцию, о которую украинские «верхи» ежедневно вытирают ноги, не расширит электоральную базу «майданных» властей и не влечет за собой расширение возможностей для присвоения коррупционной ренты, что является ключевой мотивацией правящих.

Словом, очередной симулякр, в создании которых «команда реформаторов» может дать фору кому угодно.

Представляется, что это всего лишь дополнительный повод привлечь на международных площадках внимание к основательно подзабытой теме Крыма, продолжая выпрашивать финансовую помощь и продление антироссийских санкций. Практически незамеченным осталось даже решение Международного суда ООН в Гааге, предписывающее Москве обеспечить соблюдение языковых прав этнических украинцев и крымских татар в Крыму, а также обеспечить работу крымско-татарских организаций, в том числе Меджлиса, запрещенного в РФ.

Гаага, Международный суд ООНГаага, Международный суд ООН
«Зрада» кроется в том, что Москву обязывают выполнить решение, де-факто руководствуясь Конституцией и другими нормативно-правовыми актами РФ.

Притом отнюдь не факт, что решение о создании крымско-татарской автономии будет принято до конца каденции нынешнего парламента и президента. А затем, после 2019 года, этот вопрос и вовсе может быть снят с повестки дня. 

Дело в том, что конституционные изменения — процесс затяжной, для их принятия требуется минимум две сессии Верховной рады, 300 голосов «за» и одобрение Конституционного суда. Учитывая, что в стенах парламента — разброд и шатание, а в Конституционном суде назревают масштабные перестановки, сроки изменения Основного закона выглядят туманными.

Нехитрая, но покамест действенная тактика нынешней власти: раздавая громкие обещания, максимально тянуть время (используемое для личного обогащения), перекладывая принятие сколько-нибудь значимых решений на преемников.

Думается, что и вопрос крымско-татарской национальной автономии станет очередным невыполненным обещанием власти: одним больше, одним меньше — уже не играет никакой роли.

Ведь создание автономии крымских татар, пускай сугубо номинальной, грозит надломить статус-кво во взаимоотношениях между центром и регионами, что совершенно не в интересах правящей камарильи.

Во-первых, вслед за крымскими татарами статус автономии смогут вполне обоснованно потребовать другие, куда более многочисленные национальные меньшинства Украины.

Во-вторых, создание автономии разрушит выстраиваемую властями концепцию безальтернативности унитарного статуса Украины, являющейся «священной коровой» для «верхов», и дезавуирует аргументы о невозможности предоставления особого статуса неподконтрольному Донбассу.

В последнее время в украинском информационном пространстве всё чаще звучит мысль, что Крым можно реинтегрировать в состав Украины только при условии обеспечения высокого уровня жизни украинцев. Впрочем, динамика экономического развития полуострова и материковой Украины явно не в пользу последней. 

Понятно, что для Москвы Крым — вопрос принципиальный, потому регион может рассчитывать на серьезный объем дотаций и вложений в инфраструктуру. Но действующие киевские власти проявили себя как выдающиеся разрушители и продолжают погружать страну в социальный ад, посему разнонаправленный вектор развития будет сохраняться еще долго. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров