×
Политика Политика

Леонид Ильич Ландсбергис: хроники дряхлеющей Литвы

Источник изображения: trbimg.com

Литовские бонзы всё больше напоминают дряхлеющее брежневское Политбюро начала 80-х годов. Пока своё население уезжает, остающиеся готовятся размещать в стране африканцев и арабов, а Европа находится в ожидании новых террористических ударов исламских фанатиков, политические деятели Литвы раздают друг другу медальки, меряются былыми заслугами и порываются признать преступными организациями Коммунистическую партию Литвы и КПСС, в которых они сами же поголовно и состояли.

Последние несколько лет жизни «отца литовской демократии» Витаутаса Ландсбергиса сводятся к тому, что все его обижают. Сейм Литвы уже дважды отказался предоставлять патриарху почетную пожизненную охрану: депутаты постановили, что такая охрана предоставляется только бывшим и действующим президентам Литвы, а dedule президентом никогда не был, хоть и подписывал такой должностью документы в бытность председателем Верховного Совета, на что не имел никаких оснований. 

Литовские консерваторы, разумеется, вступились за честь своего аятоллы и внесли проект декларации «О признании В.Ландсбергиса руководителем Литовского государства», приравнивающей вождя «Саюдиса» к президентам республики со всем вытекающим из этого «социальным пакетом»: государственной резиденцией, пожизненной охраной, президентской канцелярией и автомобилем представительского класса. Возглавляющие правительство социал-демократы в ответ напомнили о постановлении Конституционного суда, по которому коллективным руководителем Литовского государства в 1990–1992 годах был президиум Верховного Совета, а не конкретно его председатель Ландсбергис. 

И остался опять dedule без государственной резиденции, пожизненной охраны и прочих «ништяков». 

На прошлой неделе началась новая часть «марлезонского балета».

Парламент Литвы отказался присуждать Витаутасу Ландсбергису Премию Свободы — национальную награду в размере 5 тысяч евро, которые ежегодно выделяются из литовского бюджета для вручения самым выдающимся борцам за демократию, права человека и независимость в Центральной и Восточной Европе. 

Премия Свободы торжественно вручается в день столкновений у Вильнюсской телебашни 13 января. Кому же и вручать её, если не Ландсбергису, снайперы которого принимали в событиях 13 января самое деятельное участие? 

Только на охрану dedule (не президентскую почетную и пожизненную) в год из литовского бюджета тратится 272 тысячи евро, так что премиальные 5 тысяч для Ландсбергиса в материальном плане ничего не значат. Важна не премия, важно внимание. Как же так, почетный святой, почетный великомученик, почетный Папа Римский нашего королевства, а его и к президентам не приравнивают, и медальку не дают? «Ландсбергисты» из СО-ХДЛ тут же назвали решение коллег по Сейму аморальным и организовали в интернете сбор средств для того, чтобы выдать-таки «отцу нации» эти несчастные 5 тысяч евро. 

К концу недели скандал с разобиженным Ландсбергисом достиг таких размеров, что к нему подключился премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс, вроде бы возглавляющий оппонирующих консерваторам социал-демократов. «Скоро мы будем отмечать события 13-го января — с тех пор прошло уже 25 лет. Давайте вступим в этот день объединенными, едиными, как на баррикадах за независимость Литвы. Давайте продемонстрируем приобретенную политическую мудрость. Давайте обдумаем пройденный путь свободы и должным образом почтим защитников государственности», — обратился Буткявичюс к депутатам Сейма с просьбой пересмотреть свое решение и повторно проголосовать вопрос о присуждении Премии Свободы Витаутасу Ландсбергису. Остается вопрос: лидер социал-демократов самостоятельно дозрел такого предложения или лишь после звонка с площади Дауканто с вопросом «кто нашего королька обидел»? 

Подобные мелкие интрижки, склоки, споры о былых заслугах и прегрешениях, награждения друг друга медальками, премиями и почетными грамотами ведутся в стране, находящейся за гранью вымирания. 

В стране, в которой нация больше не воспроизводит саму себя, из которой бегут новые поколения, которая занимает лидирующие места в мире по алкоголизму и самоубийствам среди населения. Наконец, в стране, опасность террористических атак для которой возрастает по мере приближения тысячи с лишним беженцев из Сирии, Ирака и Эритреи? 

Как реагирует литовский политический класс на эти насущные вызовы времени — как на старые, вроде депопуляции населения и бегства молодежи в Лондон и Дублин, так и на новые, на ту же террористическую угрозу? — Никак. 

В отличие от соседней Латвии Сейм Литвы и правительство не приняли даже символической и сугубо формальной программы реэмиграции — всё ограничивается либо гробовым молчанием по теме бегства населения, либо шаманским камланием «все уехавшие обязательно вернутся», либо поездкой Дали Грибаускайте в Лондон, во время которой presidente уговаривает бывших соотечественников быть агентами «мягкой силы» Литвы вместо того, чтобы клясть её в разговорах на чем свет стоит, рассказывая англичанам об ужасах жизни в родной стране. Литовский политический класс не предлагает не только стратегического плана, но даже отдельных сиюминутных мер по возрождению экономики. Государственной программы по выходу литовского общества из демографической катастрофы тоже не существует — нация вымирает, да и черт с ней!

Что касается террористической угрозы, то теперь уже бывший министр внутренних дел Литвы Саулюс Сквернялис после терактов в Париже честно признал, что Литва не в состоянии отразить теракты. 

Жизнь практически молниеносно подтвердила слова Сквернялиса: сумасшедшего с отобранным у полицейского автоматом полдня не могли поймать три тысячи литовских полицейских. Весь Вильнюс был в панике из-за одного наркомана, а меж тем президент Даля Грибаускайте отказывается от участия Литвы в антитеррористической коалиции и литовское правительство готовится принять в Вильнюсе сотни арабов прямо из зоны боев в Сирии и Ираке. 

Чем же занимается литовское руководство, если настоящая жизнь за окном, объективная реальность и насущные проблемы его не интересуют? Оно занимается проблемами своего субъективного придуманного мира. В этом мире выпускники и преподаватели Вильнюсской высшей партийной школы, партийные и комсомольские активисты планируют признать Коммунистическую партию Литвы и КПСС преступными организациями, пишут очередные «Стратегии сдерживания России», награждают друг друга медальками и выясняют, кто должен получить Премию Свободы на очередное 13 января. 

Демографической катастрофы для правящих Литвой не существует — «все, кто уехал, обязательно вернутся». Разрушенной экономики социальной сферы тоже не существует — «это все российская пропаганда». Проблемы исламского экстремизма в Европе не существует — «за парижскими терактами стоит Путин». Террористической угрозы для Литвы не существует тем более — Департамент госбезопасности уже официально заявил, что, несмотря на видеоролик ИГИЛ, в котором террористическая организация объявляет Литву своим врагом, уровень террористической угрозы в Литве повышен не будет. 

Современная Литва живет жизнью стареющего, дряхлеющего общества. 

Актуальную политическую повестку республики можно описать двумя словами — старческий маразм. Литовский правящий класс в этом маразме все больше напоминает брежневское Политбюро начала 80-х годов. Можно было бы счесть старческие забавы литовских политиков безобидными, если бы не одно но: помимо руководства в Литве еще остаются обычные живые люди, существующие в настоящем мире и сталкивающиеся с реальными проблемами. Этим людям абсолютно все равно, получит ли dedule Ландсбергис очередную почетную грамоту на праздничном заседании Сейма и будет ли у него под конец жизни казенный VIP автомобиль. Им до Ландсбергиса и других литовских политиков нет никакого дела. Поэтому и литовским политикам нет никакого дела до этих людей.     

                                                                        

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров