×
Политика Политика

Эксперт: «Для Польши президент Литвы странный человек»

Источник изображения: http://www.president.lt/

Обострение отношений руководства Литвы с польской общиной развивается с самого начала 2014 г.: от фантастических штрафов за таблички на польском языке до откровенных обвинений в адрес лидера литовских поляков Вальдемара Томашевского с трибуны Европарламента. Портал RuBaltic.Ru обсудил разрастающийся конфликт с аналитиком Института публичной политики (Варшава) Александром ФУКШЕВИЧЕМ:

 - Г-н Фукшевич, в январе этого года в Литве был оштрафован на сумму 12500 евро
директор администрации самоуправления Шальчининкского района Болеслав Дашкевич лишь за то, что, проигнорировав решение суда, не снял двуязычные таблички с названиями улиц у себя в районе, 80% населения которого – поляки. Как Вы оцениваете это решение?

- Это нелегкий вопрос.

Если Вас интересует мое личное мнение, то решение просто абсурдное.

Мы ведь две страны Евросоюза и не должны сражаться друг с другом. Мы должны сотрудничать. Более того, существуют стандарты ЕС касательно отношения к меньшинствам. И право использовать собственный язык совершенно определенно является одним из основных прав меньшинств. Поэтому, на мой взгляд, это глупые ограничения. Но, глядя на польско-литовские отношения, становится ясно, что они всегда сложны и в них нет простых решений и простых ответов.

Когда мы занимались исследовательскими проектами, я ездил в Вильнюс делать интервью. Кроме того, я общался и с польскими экспертами здесь в Польше. К примеру, многие подчеркивали, что Польша должна помнить, что Литва по сравнению с ней - очень маленькая страна. Это страна с проблемами: многие эмигрируют оттуда, они сильно обеспокоены слабостью своей культуры и, возможно, слабостью своего языка. 

В связи с чем много людей в Польше считают, что нам следует чувствительно относиться к их проблемам или эмоциям.

Некоторые даже говорят, что, наверное, иногда стоит сравнивать польско-литовские отношения с польско-немецкими. Когда Германия критикует Польшу, Польша довольно эмоционально реагирует. А здесь будто наоборот - Польша больше оппонента, следовательно, должна сдерживать себя.

Подводя итог, я бы не стал поддерживать политику литовского правительства, однако, зная об этих отношениях, необходимо хотя бы пытаться их понять. 
 
 - Во время выступления в Европарламенте президент Литвы назвала лидера литовских поляков Вальдемара Томашевского врагом литовского государства. Для чего Грибаускайте выступает с подобными обвинениями? 

- Я не хочу уходить в детали, потому что не столь хорошо о них осведомлен. Но я могу сообщить, что мне рассказывали в Литве. Мне говорили, что Томашевский - или Томавшевскис, как они его именуют - очень противоречивый политик. Он сколотил политический капитал на борьбе за права меньшинства и постоянно говорит об этом. Он спорная фигура не только для литовцев, но и для поляков тоже.

Поляки критикуют его за неспособность к компромиссам - он из тех, кто все время борется. Тем не менее, они говорят, что он человек, который каким-то образом смог объединить польское меньшинство в Литве.

Все равно он противоречив для литовцев, поэтому, видимо, президент и совершает нападки на него. Но, как я отмечал, я не слышал упомянутой речи, поэтому не в курсе подробностей. 

 - Позволительно ли, на Ваш взгляд, для лидера демократической страны как Литва использовать выражения как «враг государства» в адрес европарламентария?

- Нет. Этого не должно быть. Но я также слежу за политикой в Польше, и иногда она может быть очень агрессивной. В Польше можно услышать, как используют схожие выражения. Не президент, правда, а политики рангом пониже. Такое случается.

Я считаю, что это непозволительно, особенно если ты глава государства и должен сплачивать всех граждан, независимо от того, поляки они или литовцы. 

 - Как, на Ваш взгляд, должна Польша реагировать на притеснения поляков, живущих в Литве? 

- Неоднозначный вопрос, на который нельзя дать хороший ответ. Прежде всего, я не уверен, что я бы использовал слово «притеснение», поскольку наше исследование показало, что по крайней мере половина поляков в Литве на самом деле не ощущают себя притесняемыми.

Среди них много людей, кто разговаривают на литовском языке, ходят в литовские школы, даже голосуют за литовские политические партии и не испытывают проблем. Так что нет такого, будто завтра грянет война или что-то подобное. 

Однако, оборачиваясь назад в 1989 год, мы видим, что отношения между Литвой и Польшей были практически идеальными, но потом начались все эти проблемы. И это продолжается 20 лет.

Польское правительство перепробовало все. Пробовало быть вежливым, пробовало быть более агрессивным. Наш нынешний министр иностранных дел два года назад пытался давить на Литву и получил за это много критики. Потому что мы большая страна и не должны использовать подобные слова, мы должны быть аккуратнее.

Я не думаю, что в действительности Польша может что-то сделать. Если бы я был литовским поляком, я бы пытался «европеизировать» проблему. Было бы хорошо, если бы европейские политики говорили о правах польского меньшинства, а не только польские. Получается, что сейчас всегда есть польско-литовский конфликт, который не находит понимания остальной Европы. Люди видят исключительно борьбу двух стран, но не в этом суть.

Суть в том, что у Польши нет проблем с Литвой как таковой - есть проблемы польского меньшинства.

Есть европейские стандарты, которым должна следовать каждая страна. И ЕС должен как-нибудь сделать так, чтобы Литва им тоже следовала. 

 - Как раз Избирательная акция поляков в Литве уже направила комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнуту Воллебеку, председателю Европарламента Мартину Шульцу и президенту Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу письма c описанием проблем национального меньшинства в Литве. Как Вы оцениваете этот шаг?

- Эта хорошая стратегия вовлечения европейских институтов в проблему. Можно добиться больших успехов, если они будут оказывать давление на Литву, нежели Польша.

По крайней мере, вероятность успеха при такой стратегии выше, чем в случае протестов польского правительства.

 - И как вы в целом оцениваете позицию литовского президента в отношении прав меньшинств?

- Для Польши президент Литвы - странный человек. Она сносно говорит по-польски, она знает Польшу, ее всегда приглашали на День независимости Польши. В начале все воспринимали ее как друга Польши. Потом она стала допускать всяческие высказывания о польском меньшинстве, вероятно, вследствие собственных внутриполитических причин.

Так что она противоречиво выглядит отсюда, из Польши. Недавно я слышал, что она является одним из кандидатов на пост нового президента Еврокомиссии. Учитывая, насколько польское правительство ее не любит, полагаю, что успешного кандидата из нее не выйдет. 

 - Должны ли премьер-министр или президент Польши реагировать на ее действия?

- Не уверен. Повторюсь, польское правительство опробовало многие методы в прошлом - не помогло. Когда оно не протестует - тоже не помогает. Лучшей стратегией будет рассматривать это как внутреннюю проблему Литвы, потому что хоть затронуты поляки, но все же литовские поляки. Они не граждане Польши, они граждане Литвы. Вместо того, чтобы делать из этого двустороннюю проблему, Польше лучше сфокусироваться на том, что это проблема Литвы, и пытаться взаимодействовать с европейскими политиками. Лучше пусть европейские политики критикуют Литву. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров