Политика Политика

Политолог: нейтральность – залог успеха председательства Литвы в ЕС

Источник изображения: www.president.lt
  2062 0  

Стартовавшее председательство Литвы в ЕС имеет, помимо прочего, и информационную составляющую. Научный сотрудник Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, политолог Нериюс МАЛЮКЯВИЧЮС считает, что информационное сопровождение председательства Литвы должно быть не просто инструментом для поддержки приоритетов председательства, а стратегической целью. Об этом эксперт рассказал во время выступления с докладом на круглом столе «Литва во главе ЕС: ожидания и возможные итоги» в БФУ им. И. Канта (Калининград):

- Нужно понимать, что председательство Литвы в Евросоюзе – это, во многом, информационный проект. Я хотел бы сконцентрироваться на нескольких вещах: какое может быть информационное измерение председательства Литвы в Евросоюзе, как можно подходить к этому событию с точки зрения коммуникации, а также как можно, ответив на первые два вопроса, налаживать информационную (коммуникационную) стратегию.

Я хотел бы начать с того, что и мы в Литве, и наши партнеры, и медиа вкладывают слишком высокие ожидания в наше начинающееся председательство.

Эти ожидания самые разные. Например, какую новую экономическую модель мы должны представить Европе? На самом деле мы не должны представлять никакую модель, потому что суть председательства – роль модератора в дискуссиях, на которых должна вырабатываться стратегия. Если мы начинаем говорить, что мы должны что-то представить Европе, то это создает информационную проблему.

Когда мы вступили в НАТО и участвовали в военных операциях в Ираке и Афганистане, то наши руководители при этом говорили, что мы становимся не только реципиентами, но и донорами в новой архитектуре безопасности.

Тот же принцип провозглашается сейчас по отношению к Евросоюзу: мы принимаем на себя определенную бюрократическую обязанность, которая переходит от государства к государству каждые полгода.

Мы будем председательствовать в очень сложной институции. И здесь также очень интересен информационный аспект, потому что эта институция включает в себя не только Еврокомиссию, Европарламент. Представительство не имеет своих информационных ресурсов, своей информационной традиции общения с журналистами, это переходит от одного государства-председателя к другому.

А сама суть представительства для журналистов очень интересна. Там конфликт, там дискуссия, там 300 заседаний в Литве пройдут – для журналистов это просто Клондайк.

При этом на информационную раскрутку любого крупного события зачастую смотрят в контексте информационного конфликта, информационной войны: кто нам помогает с пиаром, кто нам мешает с пиаром, кто пропагандирует против нас. Это относится к любому крупному информационному проекту: как к председательству Литвы в Евросоюзе, так и, например, к Олимпиаде в Сочи. Такой подход не поможет стратегически наладить коммуникацию.

Если председательство Литвы в Евросоюзе – это, по сути своей, информационный проект, то информационное сопровождение нужно понимать не как инструмент для поддержки приоритетов председательства, а как стратегическую цель.

Мы говорим про Восточное партнерство как цель, про ассоциацию Украины с ЕС как цель, про энергобезопасность как цель, но в равной степени важной целью является информационно представить свое представительство в Европейском союзе.

В этом смысле я хотел бы упомянуть несколько сложных моментов. Имеет место асимметрия литовского представительства: само событие интересно для медиа, но нет ресурсов, чтобы все это сорганизовать. Я думаю, что этот вызов с нехваткой ресурсов для нас самый сложный: у нас и людей-то не очень много, которые хорошо разбираются в медиа.

В начале июля (4–7 числа) в Литве в замке около белорусской границы будут проходить мероприятия как раз для журналистов: на них будут собраны ведущие европейские журналисты-международники, и с ними несколько дней будут вести работу по выстраиванию коммуникации.

Если обобщить, то информационное наполнение литовского председательства сводится к трем слоганам: мы за надежную Европу, открытую Европу, свободную Европу. Под «надежной Европой» имеется в виду Европа экономически надежная, стабильная. Под «открытой Европой» понимается максимально свободное распространение информации. Эти красивые слова можно перевести на информационную стратегию, предложить такую же тройку слоганов для коммуникации: за нейтральную коммуникацию, гибкую коммуникацию и открытую коммуникацию.

Хочу особо сказать о нейтральности коммуникации.

Это условие сделает необходимым отказ от агрессивного проталкивания своих предложений, связанных с энергобезопасностью, Восточным партнерством и Украиной. Это поможет нам избежать эффекта завышенных ожиданий. Нейтральность – это необходимое условие достойного исполнения государством своих функций председателя ЕС.

Кроме того, под гибкостью коммуникации я понимаю выстраивание отношений с пулом европейских журналистов, потому что информация о Литве и ее председательстве ведь будет доходить до европейского общества через этот журналистский фильтр. Что касается открытости коммуникации, то под ней я понимаю создание непосредственной коммуникации с активной частью общества, которой не нужен журналистский фильтр для получения информации, они готовы получать ее напрямую. Для этого есть сайт представительства, где можно найти всю необходимую информацию.         
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...
keyboard_arrow_up