×
Политика Политика

Эксперт: Польше и Литве предстоит работа по «отбеливанию» Януковича

Источник изображения: http://eastbook.eu

Польша, Словакия, Венгрия, Чехия (так называемая Вышеградская четверка), а также страны Балтии крайне заинтересованы в том, чтобы ввести Украину в ЕС как можно скорее и тем самым расширить территорию, отделяющую их от влияния России, считает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергей ТОЛСТОВ. О возможностях Литвы и Польши улучшить имидж режима Януковича в глазах Брюсселя, без чего невозможна быстрая евроинтеграция Украины и подписание договора об ассоциированном членстве в ЕС на ноябрьском саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, эксперт рассказал в интервью порталу RuBALTIC.Ru:

- Г-н Толстов, четыре года Украина участвует в региональной инициативе ЕС «Восточное партнерство». Оказалось ли «Восточное партнерство» для Украины полезным, эффективным?

- Практических результатов особенно нет. «Восточное партнерство» - это альтернатива консультативному механизму по вступлению в ЕС, который Брюссель предлагал в свое время странам Центральной Европы. Альтернатива, прямо скажем, слабенькая, потому что последующего членства в ЕС «Восточное партнерство» не предполагает. Эта программа содержит политический список: вот это вы должны делать, вот этого вы не должны делать. Существует Фонд поддержки демократии, предложенный поляками и утвержденный Европейским союзом.

Суть Фонда в том, что через общественное измерение «Восточного партнерства», с помощью НКО, грантов, поддержки институтов гражданского общества и СМИ мы будем создавать клиентуру в «третьем секторе», среди общественных организаций, чтобы они обеспечивали пропагандистское обеспечение европейского выбора Украины, вели информационную кампанию против сторонников Таможенного союза.

- А ведется ли на Украине ответная информационная кампания за вступление в Таможенный союз?

- Сторонники Таможенного союза не могут опереться на идеологическую базу, потому что в Москве украинцам говорят: вы сначала вступите в Таможенный союз, а потом мы с вами будем разговаривать. Вот Киргизия подала заявку в Таможенный союз – теперь мы с ней разговариваем. А наши ребята отвечают, что, мол, нет, давайте мы сперва попробуем с вами сделать какие-то проекты, посмотрим, как это будет работать, а потом уже будем принимать решение. В общем, Москва не верит Киеву, Киев не верит Москве.

- Возвращаясь к «Восточному партнерству»: зачем руководство Евросоюза продвигает эту программу, чего в Брюсселе хотят добиться с ее помощью?

- В ЕС сейчас планируют «Восточное партнерство» как статусную программу, способную показать, что во внешнеполитическом плане Брюссель еще на что-то способен. Потому что региональная инициатива «Средиземноморское партнерство» провалилась: с египетскими исламистами и ливийскими бандитами европейские дипломаты едва ли смогут наладить сотрудничество. Кроме Марокко и Иордании, им уже не о чем разговаривать в том регионе, да и с этими странами только о деньгах и сдерживании потока мигрантов.

Именно поэтому «Восточное партнерство» хотят сделать чем-то вроде коллективного протектората.

От этого мотива идет решение подписать на ноябрьском Саммите в Вильнюсе Соглашение об Ассоциации со странами «Восточного партнерства» (кроме Беларуси и Азербайджана, который уперся и играет в многовекторность). С Молдовой переговоры уже закончены, с Арменией они резко ускорились. Так что в ноябре в Вильнюсе с Молдовой договор, скорее всего, подпишут, а вот с Януковичем могут и не подписать, если по Тимошенко он не пойдет на уступки (а по Тимошенко он уперся, и на уступки идти не хочет).

- На прошлой неделе в Центре исследований Восточной Европы в Вильнюсе состоялась конференция, посвященная вопросам евроинтеграции Украины. На ней подчеркивалась особая роль Польши и Литвы в деле поддержки евроинтеграционных устремлений Киева. Есть ли у этих двух стран серьезные лоббистские ресурсы в Брюсселе, способные повлиять на отношения Украины с ЕС?

- Организационного ресурса мало, административного и финансового ресурса почти нет. Определенный политический ресурс есть. Сейчас вновь возникла идея возобновить работу трехсторонней парламентской Ассамблеи польско-литовско-украинской. Я во время предыдущей Ассамблеи в 2004-2005 годах участвовал в подготовительных делах и представляю, как это в будущем может быть сделано. Такой трехсторонний формат взаимодействия позволяет нормально разговаривать (в отличие от Брюсселя), ставить конкретные вопросы.

Польша и Литва занимают особую позицию, отличную от брюссельской и по Беларуси, и по Украине.

Если уж литовский министр иностранных дел Линас Линкявичюс начал свой разговор с белорусским послом с того, что заявил, что не согласен с позицией Брюсселя по изоляции белорусского режима, потому что это не дает нормально работать, то, конечно, есть отличия от брюссельской дипломатии. Поляки же в свое время заблокировали решение Совета ЕС по международным и общим делам относительно бойкота Евро-2012 в Украине – очень яркий показатель.

Конечно, и у Польши, и у Литвы есть свои прагматические интересы. В Украине действуют польские банки, действует контейнерный маршрут «Викинг» до Литвы. Так что, безусловно, поддержка Украины – это не чистый альтруизм, Польша и Литва действуют так, чтобы их интересы не пострадали.

    Кроме того, Польша и Литва не считают, что Янукович – это Гитлер; даже, что это Путин не считают. Они думают, что с ним вполне можно вести диалог, не становясь при этом в позу из-за Тимошенко, поскольку отдают себе отчет, что у Януковича в этом деле есть личные мотивы, которые широкой публике неизвестны.

- А могут ли в таком случае Польша и Литва помочь Януковичу как-то улучшить то впечатление, которое сложилось о нем в Брюсселе?

- Смотря кому в Брюсселе они собираются рекламировать Януковича. На Европейскую народную партию повлиять совершенно невозможно: активисты ЕНП ультрадемократические русофобы, которых предыдущая украинская власть активно поощряла финансово. Например, бывшая содокладчица по Украине в ПАСЕ Ханне Северинсен: она, будучи докладчицей ПАСЕ, была в то же время внештатным советником Юлии Тимошенко. Я так подозреваю, что в накладе она от Юлии Владимировны не осталась. Конечно, в том, что сейчас она ее так неистово защищает, есть элемент пиара, престижа, есть, возможно, и чисто личные мотивы, но едва ли здесь обошлось без обильных финансовых потоков...

Тимошенко понимала евросоюзных деятелей как никто другой в СНГ!

Если анализировать поведение не европейских политиков, а европейской бюрократии, то там возможна смена отношения к Януковичу, и польско-литовские лидеры могут эти связи задействовать.

Комаровский, Туск, Грибаускайте – это все люди без комплексов, они чувствуют себя вполне уверенно в рамках Европейского союза, тем более что приятно чувствовать себя солидными и повзрослевшими членами ЕС, защищая несчастную Украину.

Конечно, тут тоже есть субъективные факторы, все зависит от конкретного функционера. Штефан Фюле – это прагматик, достаточно гибкий человек. Баррозу – человек очень хитрый, учитывающий конъюнктуру. Ромпей – человек, считающий важным вести нейтральную политическую линию, от него сложно добиться решений, которые возможным следствием могут иметь конфронтацию с Россией. А вот Кэтрин Эштон – деятель очень жесткий и иделогизированный, тем более, что она много лет проработала в связке с Хиллари Клинтон. Здесь случай очень консервативной идеологии, и Януковичу с его многовекторностью и политзаключенными вряд ли что-то светит.

Вот при такой конфигурации сил и характеров полякам и литовцам предстоит работать по «отбеливанию» Януковича.

Определенных успехов они могут добиться, хотя на Баррозу повлиять вряд ли возможно – на него может повлиять только изменение позиции основных европейских правительств. Фюле будет искать какие-то прагматические решения, которые помогут Евросоюзу избежать потерь и получить преимущества на украинском направлении. На Ромпея может повлиять изменения в балансе сил за и против отношений с Украиной в Брюсселе. А на Эштон уже ничего не способно повлиять. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров