×
Политика Политика

Минус Вильнюс: Литва выпала из переговоров об ассоциации Украины и ЕС

Источник изображения: http://eastbook.eu/

В нынешних переговорах Киева с Евросоюзом об ассоциации наметилась важная особенность по сравнению с весной этого года – в переговорном процессе существенно сократился фактор «новой Европы», то есть участия в переговорах восточно-европейских государств, заинтересованных в евроинтеграции Украины. В первую очередь это относится к стране-председателю Евросоюза и хозяйке ноябрьского саммита «Восточного партнерства» Литве.

Осеннюю сессию Верховной Рады Украины в минувший вторник 3 сентября открыла торжественная речь президента Януковича. Для тех, кто не интересуется украинской политикой это вполне рядовое сообщение, однако на самом деле новость нетривиальна. Многие годы сессии украинского парламента открывались исключительно дракой и скандалами. Президенты страны (что нынешний Янукович, что бывший Ющенко) перед депутатами выступали крайне неохотно, а открытия сессий старались не посещать: все равно освистают, закричат, чем-нибудь кинут или вообще заблокируют трибуну.

Нынешняя же сессия грозит стать исторической: Януковича не только выслушали без единого звука, но в конце даже поаплодировали. С момента первого заседания Верховная Рада Украины 7 созыва почти не работала – бои без правил за трибуну и президиум прославили украинский парламент на весь мир. Теперь же глава парламентской фракции правящей Партии регионов Александр Ефремов заявил, что доволен украинской оппозицией: Верховная Рада дружно принимает «евроинтеграционные законопроекты», необходимые для подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

За два с половиной месяца, оставшихся до Вильнюсского саммита, все общественно-политические дискуссии в Украине сводятся к ее интеграционному выбору, который, естественно, называют историческим. Активности этих дискуссий способствуют непрекращающиеся переговоры с брюссельскими чиновниками – гадание «подпишут/не подпишут».

Однако в переговорах ассоциации Украины и ЕС на нынешнем этапе по сравнению с зимой-весной этого года появилось одно существенное отличие – из этого процесса практически выпал фактор «Восточной Европы».

С момента заключения под стражу Юлии Тимошенко в 2011 году, резко испортившего отношения украинского режима с Западом, страны «новой Европы» со своим стремлением наладить сорвавшийся диалог Брюсселя с Киевом стали главными «адвокатами» Виктора Януковича. Причем их поддержка Украины сочеталась с менторским тоном по отношению к официальному Киеву. Например, Чехия: власти этой страны активнее и чаще многих других в Европе требовали освобождения политзаключенных, чем снискали у украинских коллег звание своих личных врагов. Но та же Чехия прилагала свои дипломатические усилия, чтобы не допустить международной изоляции Украины.

Традиционно главным симпатизантом Украины среди восточно-европейских стран считалась Польша: во многом благодаря ей не прошла инициатива отменить украинскую часть Чемпионата Европы по футболу.

Однако с начала 2013 года по своему интересу и симпатиям к Украине Польшу если не обогнала, то во всяком случае сравнялась с ней Литовская республика.

Восточно-европейский стиль отношений с Украиной (сочетание искренней поддержки с менторским тоном) в дипломатии Литвы ярче всего проявился во время февральского визита Януковича в Вильнюс. Тогда президент Литвы Даля Грибаускайте прямым текстом заявила украинскому коллеге ультиматум, объявив от имени всего Европейского союза, что «формальное участие в Таможенном союзе будет означать, что договор о свободной торговле и интеграция в ЕС закрываются». Премьер Литвы Буткявичюс тогда же еще добавил: «Успешная европейская интеграция Украины, прежде всего, зависит от преданности Украины реализации политических, экономических и юридических реформ и обеспечения демократического процесса».

После этого визита дипломатические перемещения между Киевом и Вильнюсом по частоте и интенсивности сравнялись с польскими.

Глава литовского МИД Линас Линкявичюс на протяжении года летал в Киев: как персонально, так и в составе европейских делегаций. Вице-премьер Украины Константин Грищенко в мае ездил обсуждать Соглашение об ассоциации Украины и ЕС не в Брюссель, а в Вильнюс. Ездили к своим коллегам в Верховную раду литовские депутаты, европарламентарии от Литвы организовывали в Брюсселе форумы, посвященные будущему Украины.

Вся эта активность объяснялась председательством Литвы в Евросоюзе во второй половине 2013 года и Вильнюсским саммитом, на котором должно быть подписано Соглашение об ассоциации. А также лоббистскими возможностями Литвы, точнее присутствием ее первых лиц в брюссельских коридорах власти. Литва искренне хочет евроинтеграции Украины, поэтому предлагает свои широкие возможности в качестве посредника и «адвоката».

К исходу весны 2013 года «широкие возможности» Литвы не привели к какому-либо впечатляющему результату: тогда казалось, что Соглашение в Вильнюсе не состоится.

Однако переговоры вместо того, чтобы закончиться, продолжились, а с августа заметно активизировались. Но уже без Литвы – Киев с Брюсселем договариваются напрямую: интенсивность украинско-литовских коммуникаций резко пошла на убыль, интенсивность украинско-брюссельских продолжает расти.

То же касается других стран Восточной Европы, включая Польшу: в переговорах об интеграционном будущем Украины их «выщелкнули из расклада». С чем это связано? Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергей Толстов в интервью нашему порталу связал это с тем, что на нынешней стадии переговоров, когда речь идет о технических регламентах и бизнес климате для европейских инвесторов, ключевые решения должен принимать Брюссель, а Восточная Европа здесь бесполезна. «Варшава и Вильнюс были полезны на этапе дискуссий о Тимошенко, но, судя по поведению восточно-европейских посольств, они в какой-то момент почувствовали себя на коне и стали заигрываться в сугубо политические заявления. Поэтому на определенном этапе от их услуг решили отказаться», - заявил г-н Толстов.

Другое (только дополняющее первое) объяснение состоит в том, что до лета этого года «новая Европа» была самой влиятельной стороной, заинтересованной в ассоциации ЕС и Украины. Однако ее лоббистские возможности в Европейском союзе были недостаточны, чтобы провести такое стратегическое решение. Поэтому успехов в переговорах об ассоциации не наблюдалось.

С лета появилась новая группа, заинтересованная в ассоциации – брюссельская бюрократия, которой по итогам 2013 года в условиях крайне запутанной ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке нужно продемонстрировать впечатляющий успех европейской дипломатии хоть где-нибудь.

И ассоциация с ЕС стран «Восточного партнерства» в ноябре – как раз такая возможность. Поэтому Брюссель взял это направление непосредственно в свои руки. Это относится не только к Украине: после заявления о вступлении Армении в Таможенный союз, встреча министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна с литовским коллегой Линкявичюсом в назначенной срок сорвалась, но состоялась встреча европейским комиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Штефаном Фюле.

Поэтому на «историческом Вильнюсском саммите», чем бы он ни завершился, Литве остается довольствоваться ролью гостеприимной хозяйки, которая угощает дорогих гостей цепеллинами и голубцами, но в принятии решений участия не принимает. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров