×
Политика Политика

Социолог: зарплаты депутатов Литвы ударили по Конституционному суду

Источник изображения: alkas.lt

Социологическая компания Baltijos tyrimai опубликовала новые рейтинги доверия к основным институтам Литвы. Согласно данным социологов, после скандала с утечкой «секретной справки» Департамента госбезопасности на 10 процентных пунктов понизилось доверие к ДГБ. В то же время недавнее резонансное повышение зарплат депутатам ударило по имиджу Конституционного суда и повысило рейтинги оппозиции, рассказал в интервью RuBaltic.Ru доктор социологических наук, старший научный сотрудник Литовского центра социальных исследований, директор Центра изучения общественного мнения и маркетинговых исследований «Vilmorus» Владас ГАЙДИС:

- Г-н Гайдис, граждане Литвы, судя по опросам, доверяют силовым органам (Пожарно-спасательная служба, армия, полиция, служба охраны государственной границы), но не доверяют политическим институтам – Сейму и правительству. С чем, на Ваш взгляд, связана такая закономерность?

- В принципе, есть институции, в которых заложены такие фундаментальные черты, благодаря которым люди склонны испытывать к ним симпатию независимо от их специфики в конкретной стране. В большинстве европейских стран, судя по «Евробарометру», доверяют церкви – религиозные организации не вмешиваются в политические бои, борьбу за экономические интересы. Армия во всех странах Европы пользуется высоким доверием – это тоже нейтральная институция, которая мало о себе заявляет, не выдвигает политических и бизнес-требований.

А есть институции, которые просто по своей природе не могут быть симпатичными и популярными.

Если говорить о том же «Евробарометре», то есть институция, которой не доверяют во всех абсолютно странах Евросоюза. Это партии. Просто природа партий такова, что они все время должны что-то обещать при том, что далеко не все могут выполнить. Они должны идти на какие-то компромиссы и какие-то коалиции, что воспринимается как непринципиальность и предательство собственных избирателей. Это такой инструмент демократии: так он выглядит, лучше ничего не придумано.

То же самое касается и парламента: он в принципе не является популярной институцией в большинстве стран.

О парламентах принято говорить, что там только пустая болтовня, они не интересуются интересами народа. Даже в Израиле Кнессет не пользуется особым доверием.

Не доверяют и правительствам: от них ждут быстрых перемен, резкого изменения жизни к лучшему, а это не всегда получается.

То есть общая закономерность такая: есть институции, которым повезло, а есть такие, которым не повезло по своей природе.

Однако исключения есть – это скандинавские страны, где доверие ко многим политическим институциям весьма высокое. Они воспринимаются как «свои» институции, неотъемлемая часть их образа жизни.

- Существенно снизилось доверие литовцев к Конституционному суду (на 8% больше стало тех, кто не доверяет) и Департаменту государственной безопасности (на 10% больше стало недоверяющих). Как Вы это объясняете?

- Что касается Конституционного суда, то это связано с тем, что они приняли юридическое пояснение о принципах возвращения зарплат, которые были ограничены во время экономического кризиса. И вовсе не самые бедные, а наоборот, самые обеспеченные, приближенные к власти слои: депутаты, судьи, получили возможности возвращения зарплат на докризисный уровень.

Это было воспринято в обществе как абсолютная несправедливость.

Насчет Департамента госбезопасности точно сказать не могу, потому что мы в нашем исследовании ДГБ в список институций не включали. Но скорее всего снижение доверия связано с недавним скандалом из-за утечки информации Департамента госбезопасности.

- Из трех основных политических институтов в Литве 73% респондентов не доверяют Сейму, 55% - правительству. Зато 65% доверяют президенту. В чем, по-вашему, популярность президентуры: народ хочет «сильной руки» или это личная популярность Дали Грибаускайте?

- «Сильная рука», стремление к «сильной руке» не близка политической культуре литовцев. По крайней мере, у меня нет таких данных. В данном контексте нужно говорить не о президентуре, а о президенте – президент в Литве избирается прямым голосованием, президенту можно посмотреть в глаза, выбрать такого, который вызывает доверие. Этого нельзя сказать о парламенте: ему не посмотришь в глаза, потому что там очень много глаз. В парламенте все друг с другом все время ссорятся, мирятся, договариваются – он непонятный, не гомогенный. А президент – это один человек.

Все президенты Литвы были очень популярны. Все, без исключения. Даже Роландас Паксас был очень популярен до того, как потерял популярность в силу известных политических обстоятельств.

- Среди литовских политических партий чуть вырос рейтинг консерваторов – «Союза Отечества – Христианских демократов Литвы». Согласно другому опросу, на 5% вырос рейтинг лидера консерваторов Андрюса Кубилюса. С чем Вы это связываете?

- Я бы не сказал, что 2% - это существенно. В следующем месяце этих 2% может уже не быть, и вообще это в рамках статистической погрешности. Пока нет многомесячной тенденции, рано говорить о росте популярности.

Здесь я вновь хотел обратить внимание на общую закономерность. Очень редки случаи, когда рейтинг правящей партии или коалиции все время идет вверх после выборов. Обычно сразу после победы на выборах бывает резкий рост: люди радуются чему-то новому, свежему, надеются на выполнение предвыборных обещаний. Но со временем власть свой рейтинг понемножку теряет, а оппозиция понемножку наращивает. Хотя в случае Литвы правящая партия социал-демократов до сих пор остается очень популярной: 36% голосовали бы за эту партию - спустя год после выборов это очень хороший показатель.

Но общая тенденция в межвыборный период в стабильной политической и экономической ситуации такая: у власти постепенно снижается популярность, у оппозиции она медленно растет. Когда у власти находилась партия консерваторов, повышался рейтинг социал-демократов. Если сейчас повышается рейтинг консерваторов, то значит, именно эта оппозиционная партия воспринимается населением альтернативой социал-демократам.

Что касается конкретных действий Кубилюса и партии «Союз Отечества», то у меня есть гипотеза, что это опять же связано с компенсациями по зарплатам для высокопоставленных чиновников. Оппозиция весьма резко и весьма заметно высказалась за то, что сперва надо компенсировать урезание зарплат малоимущим слоям, а не элитарным.  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров