×
Политика Политика

Враг у ворот: Грибаускайте не считает Литву полностью независимой

Источник изображения: obzor.lt

Ежегодный отчет президента Литвы Дали Грибаускайте представляет собой квинтэссенцию литовской политики, основным субъектом которой является президент страны, а главной опасностью – претензии «отсталого Востока» на независимость республики. Средства в борьбе за самостоятельность и безопасность Литвы, по Грибаускайте – это Висагинская АЭС, поддержка литовского языка, «Восточное партнерство» и ассоциация стран СНГ с ЕС.

Даля Грибаускайте во вторник 11 июня представила Сейму свое четвертое ежегодное послание за время пребывания на посту президента Литвы. Нынешний доклад последний перед президентскими выборами, и следующий доклад Грибаускайте теоретически может и не зачитать.

Кроме того, в нынешнем году традиционное протокольное мероприятие совпало со временем празднования 25-летия «Саюдиса», с возникновением которого начиналась постсоветская Литва. Возможно, от соединения этих двух факторов вступительная часть речи г-жи президента, с одной стороны, носила очень торжественный (если не сказать излишне пафосный) характер, а с другой – была чрезвычайно тревожной.

Независимость литовской нации мало обрести, ее нужно еще и сохранить. Враг не дремлет и пытается дотянуться с востока до маленькой, но гордой Литвы – это один из ключевых посылов выступления Дали Грибаускайте.

К теме безопасности во всевозможных ее аспектах как к главной теме своей речи президент возвращалась несколько раз по ходу выступления.

«В силу географического положения и размера территории мы были и находимся в зоне интересов Востока и Запада, поэтому за возможность самим создавать свое государство мы должны вести постоянную борьбу», - сказала Грибаускайте. «Постоянная борьба» за независимость государства, окруженного «кольцом врагов» - таким получается субъективное восприятие руководством Литвы своей внешней политики. При этом данная установка очень многое в этой внешней политике объясняет. Далее по тексту: «Ассоциация восточных партнеров с Европой поможет укрепить процесс демократизации в этих странах, а жителям Литвы – обеспечить более безопасную жизнь и возможности экономического роста», - так объяснила президент Грибаускайте важность предстоящего осенью Вильнюсского саммита «Восточного партнерства».

Аргумент про экономический рост вызывает лишь недоумение – какую-либо экономическую выгоду для Литвы ассоциация с ЕС Украины и Молдовы не несет, а для действительно важного экономического партнера Вильнюса – Беларуси – не предусмотрено даже приглашение на саммит «Восточного партнерства».

Зато касательно безопасности логическая цепочка литовского президента тверда и безукоризненна: ассоциация стран СНГ (прежде всего, Украины) с ЕС – это еще один шаг в сторону от России и альянсов с ней, что априори в интересах Литвы, ведущей «постоянную борьбу» за независимость.

Еще более важным аспектом безопасности Литвы, чем геополитическая безопасность, которой Литва намерена добиваться, лоббируя «Восточное партнерство», является энергетическая безопасность. Эту задачу Даля Грибаускайте намерена реализовать с помощью Висагинской АЭС. «Чужие эксперты решают за нас, какая атомная электростанция самая лучшая для Литвы – Висагинская, Калининградская или Островецкая, у кого нам покупать газ и кто должен проводить разведку наших земных недр», - раскритиковала президент сложившуюся ситуацию с Висагинским проектом, который до сих пор находится в подвешенном состоянии формально из-за отсутствия единой экспертной оценки. Неопределенность с ВАЭС подрывает доверие к проекту стран-партнеров – Латвии и Эстонии, что тоже не преминула отметить Даля Грибаускайте: «метание из стороны в сторону и откладывание принятия решения может стоить нам всем международного доверия».

Чувствуется, что г-жа президент твердо стоит на своих позициях, и ничто не может ее поколебать. В случае с Висагинской АЭС «ничто» - это референдум 2012 года, на котором большинство литовцев высказались против строительства электростанции.

Другой вопрос, по которому Даля Грибаускайте последовательна и принципиальна – отношения с польским меньшинством. «В качестве заложника политических договоренностей правящей коалиции уже становится литовский язык. Спорный экзамен по литовскому языку перерастает и в другие разобщающие страну требования» - сказала Грибаускайте.

Именно языковая политика президента Грибаускайте стала причиной резкого охлаждения в отношениях Польши и Литвы, которые до недавнего времени были едва ли не худшими в Европе. Медленная нормализация польско-литовских отношений в последние полгода происходит благодаря действиям правительства А.Буткявичюса, включившего в правящую коалицию Избирательную акцию литовских поляков и реализовавшего упрощенный порядок сдачи экзаменов по литовскому языку для детей национальных меньшинств. Однако президент страны, судя по ее выступлению, благотворного влияния этих компромиссов на литовско-польские отношения не видит и полезными их не считает. Вопрос о том, как Литва будет проводить свою амбициозную внешнюю политику, не опираясь на союз с Польшей, для г-жи Грибаускайте остается за скобками.

Не ограничившись «польской политикой» кабинета Буткявичюса, работу нового литовского правительства президент страны раскритиковала целиком, заявив, что за 6 месяцев, прошедшие со времени приведения этого правительства к присяге, пора бы уже «после долгой подготовки к работе начать работать».

«Недостаток политической воли, сложный механизм принятия решений, неспособность оперативного реагирования, трата времени в рабочих группах – это может быть крайне убыточным и даже гибельным для государства», - так оценила Даля Грибаускайте деятельность нового правительства и деловые качества премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса.

Впрочем, в этом вопросе недовольство г-жи президента, скорее, не слишком искренни. Мнение главы государства о главе правительства все больше разделяет литовский народ, что видно по рейтингу А. Буткявичюса - если эта динамика сохранится, то Грибаускайте лишится своего пока единственного реального конкурента на президентских выборах 2014 года. По идее, это должно ее только радовать.

Даля Грибаускайте за минувшие месяцы восстановила свое ослабшее после выборов 2012 г. влияние на внутреннюю политику страны.

Если итоги прошлого года для президента были неутешительны: сформировался новый центр силы в виде правительства социал-демократов, «крестовый поход» против Виктора Успасских серьезно ударил по ее рейтингу, и переизбрание на второй срок уже не казалось само собой разумеющимся, то теперь, как будто, все в порядке. Поэтому в отчете перед Сеймом Грибаускайте может позволить себе и «шпильку» в адрес Успасских – «никто не забыт и ничто не забыто» - и критику правящей коалиции за принятие в нее партии литовских поляков, и общую критику правительства. Последнему остается лишь стоически терпеть: а что еще делать, если г-жа президент уже находит в себе силы осуществлять в этом правительстве кадровые перестановки?

В условиях победившей в Литве президентской демократии, «тронная речь» Дали Грибаускайте – это квинтэссенция литовской политики.

Исходя из этого, литовская политика, во-первых, остается правой: зарплаты, цены, пособия, бедность и прочие темы почти не поднимались, зато говорилось об оживлении бизнеса и высоком инновационном потенциале Литвы.

Во-вторых, она носит чрезвычайный характер: доклад начался словами о формировании литовской нации, продолжился темой отстаивания своей независимости во всевозможных аспектах и закончился фразой: «Сегодня мы все сдаем экзамен по Конституции, который определит – останемся ли мы народом, упорно отстаивающим свою свободу и независимость, сохранившим родной язык, письменность и обычаи, воплотившим право жить свободно и творить на земле своих предков – в Независимом Литовском Государстве». Словом, Д.Грибаускайте признает, что ЧП длиною в 20 лет еще далеко от завершения, и даже президент не в силах на это повлиять. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров