Иду, как принято говорить, по кулуарам Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. На экране - Даля Грибаускайте. Она рассказывает о том, что во всех проектах по прокладке трубопроводов есть не только экономика, но и политика, вопросы влияния. Она пугала всех потенциальной опасностью сами понимаете с какой стороны, приводила в пример то, что "некоторые страны" уже начали влиять на выборы, что Литва хотя бы медленно учится на своих ошибках, а остальные вообще не учатся.
И я вспомнила, как пару месяцев назад С.Лавров проводил в Москве традиционную встречу с европейским бизнесом, представленным в России. Было много вопросов, серьёзных и не очень. Но одна реплика меня поразила. Насколько я помню, это был глава российского представительства немецкой компании UNIPER Райнер Хартман. Он сказал:"Вы говорили о том, что существуют проблемы с «Северным потоком–2», с т.н. «Турецким потоком», сложившиеся вследствие политизации этих вопросов.
Мы получаем газ из СССР и России уже на протяжении 45 лет, и в течение этого периода было зарегистрировано лишь 13 дней, когда российский газ не поступал в Европу. Это является признаком надежности и говорит о том, что мы выбрали и имеем правильного партнера.
Соглашение по «Северному потоку–2» было подписано во время Восточного экономического форума во Владивостоке. Пять транснациональных компаний, включая «Газпром», заключили это соглашение между собой. Поразительно, что все было построено исключительно на коммерческой основе. Однако наши друзья, члены ЕС, в частности, Польша приняли закон, положивший, по сути, конец этому проекту, вследствие чего западные партнеры были вынуждены выйти из консорциума"
И я подумала. Жила себе Европа припеваючи, при этом думала о других - боролась за права и свободы народов стран Варшавского договора. А потом ею же освобождённые младоевропецы начали вредить европейским экономическим интересам. Казалось бы, это абсурдная логика: вредить семье, принявшей тебя с распростертыми объятиями. Но подумайте, кто исторически стоял за политическими элитами Литвы и Польши? Не Лондон ли, который сейчас вышел из ЕС, и не Вашингтон ли, последние годы ревниво оберегавший европейских конкурентов от чрезмерных успехов? Могу с уверенностью сказать, что тема "намерений России посеять раздор в европейских рядах" будет одной из самых горячих в ближайшее время, в том числе в контексте упомянутой Далей Грибаускайте энергетической политики. И это все говорится о той самой России, которая 45 лет, независимо от своего государственного и политического устройства, экономических взлетов и падений, отношения к себе Брюсселя и санкционных войн, снабжала Европу энергоресурсами.