На фоне блокирования Францией поставки для России «Мистраля» работы по строительству второго корабля продолжаются. На верфях Сан-Назер рабочие французской государственной оборонной компании по строительству военных кораблей DCNS, а также специалисты субподрядчика (французской компании STX France) продолжают строительство «Севастополя», второго вертолетоносца класса «Мистраль», которые заказала Россия.
Решения президента Франции Франсуа Олланда остановить на неопределенный срок поставку российскому военно-морскому флоту первого корабля «Владивосток», пока не сказывается на занятости и графике строительства. С формальной точки зрения контракт стоимостью 1,2 млрд. евро, подписанный в 2011 г., не аннулирован.
Построенная на верфях Балтийского завода в России кормовая часть «Севастополя» была транспортирована в июле 2014 г. в Сан-Назер и соединена с передней частью, где располагается центр командования и управления, построенный французской STX. Второй русский «Мистраль» был спущен на воду на прошлой неделе. Он готов к установке оборудования. Над его завершением трудятся не менее 300 рабочих. Для его окончательного оснащения потребуется еще десять месяцев, потом начнутся ходовые испытания в море. Затем он должен быть передан России (спустя год после первого судна, в соответствии с утвержденным контрактом графиком).
«Отсрочка перед окончательным решением»
На месте работы продолжаются, но строители обеспокоены ситуацией вокруг кораблей. «Мы рассматриваем сегодняшнюю ситуацию как отсрочку перед окончательным решением президента Франции Ф.Олланда в январе 2015 г.», - говорит Кристоф Морель, представитель местного профсоюза. Глава французской республики счел, что ситуация на востоке Украины не позволяет осуществить поставку «Владивостока». «Все зависит от Франсуа Олланда. Если Франция аннулирует контракт, перед главой государства возникнет ряд вопросов: что делать с «Владивостоком»? И продолжать ли работы по завершению «Севастополя»?», - рассуждает представитель профсоюза. - В любом случае, какое бы решение не было принято, оно не должно затрагивать интересы компании-производителя и ее рабочих! Мы надеемся, что государство, являющееся акционером, возьмет на себя ответственность». Государство владеет 33% строительной компании STX France, а также 65% оборонной компании по строительству военных кораблей DCNS.
В общей сложности «Владивосток» и «Севастополь» дают до 4 миллионов рабочих часов или 1000 рабочих мест с полной занятостью, из которых 600 приходятся на верфи Сан-Назер, в течение четырех лет строительства двух кораблей. Военно-морские суда спроектированы Францией и адаптированы под требования российской стороны, в частности, включают в себя противообледенительную палубную систему, электрическую систему по российским стандартам, модифицированную палубу для размещения вертолетов «Ка» с двумя винтами.
Решение президента Олланда вызвало неоднозначную реакцию среди французских депутатов
Так, депутат «Союза за народное движение» (партия бывшего президента Н.Саркози), экс-министр транспорта Тьерри Мариани заявил о том, что контракт должен быть выполнен, так как подписан задолго до эскалации конфликта на востоке Украины. По мнению политика, морское судно не имеет ничего общего с наземными действиями в зоне боев в Донецке и Луганске, расположенных далеко от моря, и оно никак не повлияет на исход событий. Принятое президентом французской республики решение приостановить передачу первого «Мистраля» России парламентарий связывает с давлением США и их подручными: стран Балтии и Польши. Основную угрозу француз видит в международном подрыве доверия к французской военно-морской индустрии, а также высоких штрафных санкциях за срыв контракта.
В свою очередь бывший президент Франции Н.Саркози раскритиковал решение главы государства приостановить на неопределенный срок поставку вертолетоносцев России. Бывший глава государства подчеркнул, что «в этом вопросе необходимо найти компромисс с Россией». По оценкам французских экспертов, в случае аннулирования контракта, Франция будет вынуждена выплатить Москве компенсацию в размере 3 млрд. евро.
Сегодня Франция рискует остаться с двумя неликвидными кораблями на руках, которые были изготовлены под конкретную спецификацию российского ВМФ: сконструированы для использования в условиях сильных холодов и оснащены российской системой связи и навигации, что делает их непригодными для натовских стран. Вряд ли кто-то из стран Альянса захочет вкладывать еще сотни миллионов евро в переоборудование этих кораблей.
У Брюсселя в бюджете на это не предусмотрено средств, а США и Великобритания последовательно на протяжении многих лет саботируют идею ЕС по созданию собственных средств быстрого реагирования, предоставляя Европе услугу по обеспечению безопасности по линии Североатлантического альянса.
Ко всему прочему, чтобы перепродать корабли, потребуется предварительное согласие Москвы.