×
Blogпост Blogпост

Австралийский премьер требует от Путина извинений за малазийский Боинг

Источник изображения: Reuters

Вчера у российского президента Владимира Путина состоялась пятнадцатиминутная встреча с премьер-министром Австралии Тони Эбботтом, центральной темой которой стало уничтожение малазийского Боинга над Восточной Украиной 17 июля 2014 г. Глава австралийского кабинета министров без каких-либо убедительных доказательств несколько раз обвинил Россию в этой трагедии.

Короткая беседа на полях саммита АТЭС в Пекине стала первым контактом между двумя лидерами с момента высказанной австралийцем месяц назад угрозы «опрокинуть», «положить на лопатки» российского лидера по теме малазийского Боинга на саммите «Большой двадцатки» в Австралии. Использованный политиком термин «опрокидывание» заимствован их австралийского футбола, и имеет ярко выраженный силовой окрас, когда соперники сходятся в лобовой атаке.

Австралийский официальный пресс-релиз по итогам встречи двух лидеров высвечивает весьма провокационную роль правительства Эбботта в интересах США в их конфронтации с Россией по Украине.

Спустя считанные часы после катастрофы Эбботт начал делать безосновательные заявления об ответственности России за гибель 38 австралийских граждан, находившихся на борту Боинга.

В официальном сообщении говорилось:

«Премьер Австралии сообщил г-ну Путину о том, что в распоряжении страны имеется информация, указывающая на то, что Боинг был сбит из пусковой установки, которая была доставлена из России, осуществившей залп с территории на востоке Украины, и оттранспортированной обратно в Россию».

Далее, согласно, заявлению, австралиец предложил г-ну Путину взять на себя ответственность, как в свое время сделали США, сбившие «по неосторожности» в 1988 г. иранский гражданский авиалайнер. Как заявил премьер, Вашингтон тогда «принес надлежащие извинения и выплатил соответствующие компенсации», в связи с чем и России следует поступить также.

Заявление Эбботта, прозвучавшее на фоне еще не завершенного международного расследования относительно того, каким образом и чем был сбит самолет, не иначе как скандальными и не назовешь. Предварительный отчет указывает на то, что Боинг, вероятно, был уничтожен «летящими на большой скорости фрагментами». Вопросы же относительно того, кто сбил и чем, остаются сегодня предметом ожесточенных споров. Теорий много, но ни одна из них не находит своего конкретного подтверждения. Требование извинений от России, другими словами - публичного признания вины в совершении массового преступления против гражданских лиц, является еще и грубейшим нарушением дипломатического протокола.

Провокационные заявления австралийца контрастируют с высказываниями малайзийского премьера Наджиба Разака во время его встречи с Путиным. Малайзия, потерявшая 43 гражданина в этой катастрофе, вероятно, располагает не меньшей информацией, чем Канберра.

Тем не менее, малайзийский премьер заявил вчера в Пекине, что «Малайзия всегда занимала объективную позицию, предпочитая дождаться окончательных результатов расследования, а не заниматься поиском виновных, что только провоцирует напряжение».

Малайзиец подверг критике как украинские власти, так и повстанцев с востока Украины за игнорирование призывов к перемирию, что ограничивает доступ следователей к месту крушения самолета.

Что касается иранского гражданского авиалайнера, сбитого американцами в 1988 г., то контекст его уничтожения не может быть сравнен с малайзийским, так как 3 июля 1988 г. не было никаких сомнений, что самолет с 290 пассажирами на борту был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с американского крейсера «Винсент». Иранский борт в соответствии с установленной процедурой передал опознавательные коды, идентифицирующие его как гражданское воздушное судно, и был сбит крылатой ракетой с американского крейсера, незаконно находящегося в территориальных водах Ирана.

Американское правительство до сих пор не принесло никаких официальных извинений, не взяло на себя вину за это ужасное преступление, крайне высокомерно относясь к жертвам, семьям погибших и самому Ирану.

Союзники США по Совету безопасности ООН блокировали любую резолюцию, возлагающую вину за это преступление на Америку. В конечном счете, ответственность за трагедию была возложена на дестабилизацию в результате Ирано-иракской войны. В 1996 г., 8 лет спустя после трагедии, Вашингтон в Международном суде справедливости отказался взять на себя правовые обязательства, ограничившись лишь заявлением о «глубоком сожалении по поводу гибели людей». В итоге Белый дом сделал снисходительный жест - добровольный платеж в размере 61,8 млн. долларов США.

Эбботт, допуская резкие высказывания, вероятнее всего пытался сыграть на местную аудиторию, демонстрируя «конфронтацию» с Россией из-за гибели австралийских граждан, тем самым разряжая социальное недовольство в попытке хоть как-то выправить свой непопулярный рейтинг. В тоже время действия австралийца полностью вписываются в рамки проводимого администрацией Обамы курса в отношении России. В ходе своей краткой встречи с Путиным Обама, по сообщениям ряда источников, потребовал от него прекратить поддержку украинских сепаратистов, а также сирийского и иранского режимов.

То, что Путин согласился на встречу с Эбботтом, на которой выслушивал голословные обвинения, свидетельствует о том, что Россия находится в положении обороняющегося на фоне согласованных США и ЕС санкций и дипломатической изоляции. Кремль не стал развернуто комментировать встречу российского лидера с австралийцем, лишь ограничившись заявлением о том, что «Россия с самого начала выступала за объективное, всестороннее и быстрое международное расследование».

Голландское правительство, отвечающее за международное расследование, сообщило 11 ноября о том, что следователям удалось вернуться на восток Украины к месту крушения авиалайнера. С возобновлением тяжелых боев между украинскими войсками и повстанцами вблизи Донецка высока вероятность их быстрой эвакуации, что еще больше затормозит ход расследования по установлению причин трагедии.


ДОСЬЕ «RUBALTIC.RU»:

Исторические параллели между малайзийским боингом, сбитым над Украиной, и южнокорейским - над территорией СССР

В современной истории много примеров, когда Америка использовала «приговоренные» самолеты в качестве катализатора своей агрессивной экспансионистской внешней политики. Подтверждением тому темная история в эпоху Администрации Рейгана со сбитым над территорией СССР южнокорейским авиалайнером.

На тот момент Вашингтон, ведя идеологическую борьбу с Москвой по всему миру, безуспешно добивался размещения баллистических ракет средней дальности «Першинг-2» и крылатых ракет наземного базирования в Западной Европе: Великобритании, ФРГ, Дании, Италии и Бельгии, для создания эффективного рычага давления (подлетное время к европейской части СССР составляло 8-10 мин.) в переговорах с Советским Союзом. Западное общественное мнение, перед глазами которой еще был свеж пример Карибского кризиса, поставившего мир на грань мировой ядерной войны, было категорически против втягивания в смертельно опасную геополитическую игру США.

Для изменения общественного мнения американской администрации нужна была «ужасная» трагедия, которая бы очернила Советский Союз и убедила западных союзников в необходимости для их же «собственной безопасности» размещения ракет. Все это напоминает сегодняшнюю ситуацию, когда теперь уже американские проводники европейской политики – Польша и Прибалтика, требуют от Вашингтона скорейшего размещения на их территории элементов американской противоракетной обороны для сдерживания «военной угрозы России», чья «агрессия» в полной мере проявляется сегодня на Украине.

Предпосылкой к трагедии с южнокорейским Боингом в августе 1983 г. стала постоянная провокационная политика Вашингтона по нарушению воздушного пространства СССР.

С начала 1980-х гг. американские самолеты электронной разведки PC-135 систематически вторгались на 20 - 30 километров вглубь советского воздушного пространства в районе Камчатки и Сахалина, где располагались базы подводных лодок Тихоокеанского флота с ядерными ракетами на борту. Вблизи советских границ, в районе Алеутских островов, периодически проводились военные учения авианосных групп ВМС США, во время которых самолеты в советском воздушном пространстве отрабатывали условную бомбардировку.

Добившись от Москвы в условиях военной эскалации жесткого заявления о том, что все самолеты, нарушающие воздушное пространство СССР, будут сбиваться, Вашингтон перешел ко второй фазе операции.

Выбор пал на Боинг Korean AirLines (рейс KAL007), следующий по маршруту: Нью-Йорк – Анкоридж – Сеул, на борту которого находились 246 пассажиров. После дозаправки в Анкоридже лайнер должен был вылететь в Сеул, но во время полета по «каким-то причинам» отклонился от первоначального курса, уйдя вглубь территории СССР, в сторону районов, запрещенных для пролетов, где располагались военные объекты. В воздух были подняты истребители МИГ-23, которые вернулись на базу в связи с тем, что авиалайнер, миновав Камчатку, покинул советское воздушное пространство, продолжив полет над Охотским морем. Затем самолет вновь отклонился от курса на 500 километров и проследовал над территорией Сахалина. По «случайному» стечению обстоятельств его курс совпал с пролетом в данный момент над указанной территорией американского разведывательного радиотехнического спутника «Феррет-Д».

Таким образом, все условия были созданы. На перехват нарушителя был поднят Су-15, который после предупредительных выстрелов выпустил ракеты по цели.

Американская пропаганда использовала данную катастрофу для изменения западного общественного мнения в отношении СССР. Американские союзники перед лицом «советской военной угрозы» поспешили разместить на своих территориях баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2».

Президент США Р. Рейган тогда прямо заявил, что уничтожение Боинга дало толчок к одобрению Конгрессом программы перевооружения, что впоследствии спровоцировало спираль гонки вооружений.

В официальном расследовании, так же как и в случае с малайзийским авиалайнером, сбитым над территорией Украины, было очень много нестыковок. По мнению французского эксперта Мишеля Брюна, посвятившего расследованию сахалинской катастрофы не одно десятилетие, советский перехватчик мог сбить американский разведывательный самолет РС-135, находившийся в то же время в данном районе. В пользу этой версии свидетельствует ряд фактов: обнаружение на месте крушения двух спасательных плотов, не предусмотренных для модели Боинга, фрагментов фюзеляжа с расцветкой американских ВМС (белый, голубой, золотой).

Французский эксперт, проанализировав данные записей японских радаров, уличил американцев в подлогах. Подсчеты, в основу которых легли данные с американских карт инцидента, свидетельствовали о том, что южнокорейский рейс летел быстрее, чем обычно летают Боинги-747.

Дополнительную путаницу внесли официальные заявления Вашингтона и Токио об уничтожении южнокорейского авиалайнера, сделанные на следующий день после катастрофы. Обе стороны называли разное время трагедии. Японцы утверждали, что самолет был сбит в 3 часа 29 минут, американцы – в 3 часа 38 минут. По словам представителей Японии, лайнер преследовался истребителем МиГ-23, Пентагон же называл Су-15. А самое главное, Токио утверждал, что подбитый самолет после поражения ракетами был на связи с японскими диспетчерами еще порядка 40 минут. Что вполне реально, так как подобный инцидент имел место в 1978 г., когда другой южнокорейский Боинг, «сбившийся с курса», был подбит ракетами СУ-15 над Карелией, но смог сесть в карельской тайге.

В дополнении ко всем нестыковкам советскими моряками, прибывшими на место катастрофы, не было найдено ни одного тела из более двухсот пассажиров злополучного южнокорейского рейса, что само по себе странно. Даже самые ужасные катастрофы, как в случае с французским аэробусом A330-300 компании AirFrance в 2009 г., потерпевшим крушение над Атлантическим океаном по пути из Рио-де-Жайнеро в Париж (упав с высоты 11,6 км.), оставляют на месте трагедии тела. Из 228 пассажиров тогда удалось поднять 127 тел.

Расследование крушения малайзийского Боинга, с учетом высоких политических ставок, имеет все шансы стать такой же темной историей, как и в случае с южнокорейским авиалайнером.

Тогда в далеком 1983 г. Американская администрация лицемерно обвинила СССР в бесчеловечности. Спустя пять лет американцы сбили ракетой, выпущенной с борта крейсера «Винсеннес», который находился в территориальных водах Ирана, иранский гражданский аэробус А-300. Погибли 298 пассажиров и членов экипажа, включая 66 детей.

Из рассекреченного в 1993 г. официального рапорта комиссии по расследованию иранской трагедии следовало, что основной причиной инцидента было «психологическое состояние команды «Винсеннес», действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полётного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки иранского истребителя». Американское правительство рассматривало случившееся как военный инцидент и посчитало, что команда крейсера действовала в соответствии с текущими обстоятельствами. Позже командир крейсера был награжден орденом «Легион почета» за успешную службу. Все это вызвало бурю общественного негодования, на что в то время вице-президент США Джордж Буш-старший заявил: «Я никогда не буду извиняться за Соединенные Штаты Америки. Неважно, какие были факты».

Оригинальная статья