Ситуация на Украине продолжает ухудшаться, и теперь именно экономический и политический ее аспекты более всего волнуют всех действующих лиц. Следует напомнить, что приблизительно 60% налоговых поступлений не попадают в государственную казну (так как либо не взимаются вовсе, либо удерживаются местными властями), а дефицит бюджета по данным за первые два месяца 2014 года достиг 10% ВВП. В прошлом году он составлял только 4,3%. Понятно, что ухудшение экономической ситуации будет иметь и политические последствия. Восточные регионы страны, где уже сильны прорусские настроения, в течение ближайших недель или месяцев могут совсем перейти на сторону России. И такая перспектива действительно важна и настораживает в силу возможных последствий для европейской политики. Если это произойдет и если Россия примет отделившиеся от Киева украинские территории, мало сомнений в том, что европейские страны отреагируют эквивалентом новой холодной войны против Москвы, даже если (а может быть, особенно если) их ответственность за подобное развитие ситуации на Украине будет велика.
Санкции или дискуссии?
Страны Европейского Союза и США собрались на встречу на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности и обсуждали, в принципе, новые санкции. Но каковы могут быть и смысл, и эффективность новых мер? Страны НАТО хотят показать, что «наказывают» Россию за ее действия в Крыму. С одной стороны, лучше было бы не создавать условий, при которых подобные действия стали возможны, а с точки зрения России и необходимы. С другой стороны, здравый смысл подсказывает, что – если только мы не собираемся следовать логике долговременной конфронтации – следует избегать принятия мер, заранее зная, что они не изменят опротестовываемого решения. Что же касается эффективности этих санкций, то она, разумеется, крайне ограничена. Надо помнить, что деньги страны, активно участвующей в торговом обмене со своими соседями и импортирующей значительную часть своей потребительской продукции, означают также занятость и рабочие места для этих самых соседей. Это очевидная причина, по которой «санкции» будут, конечно, ограничены. В момент экономического кризиса в Европе импорт в Россию слишком важен для нашей промышленности и экономики, чтобы мы принимали меры, способные привести к его снижению.
Но не стоит забывать и о других факторах. Россия сотрудничает с Францией – ее роль хоть и незаметна, но тем не менее незаменима – в проведении военных операциях, проводимых нами в Мали и Центральноафриканской республике. Часть обеспечения наших войск зависит от русских грузовых самолетов. Возможно ли представить себе, что мы откажемся от этого сотрудничества, зная, что отказ может в ближайшее время затронуть и другие области, учитывая русское присутствие в Африке? Аналогично, мы порой забываем, что Европа и США уже не являются единственными поставщиками высоких технологий в мире. Мы уже не живем в 1960-х годах. Сегодня в целях модернизации своей экономики Россия может опереться на потенциал Японии, Кореи, Тайваня и, конечно, Китая. Иными словами, хотим ли мы подстегнуть уже начатый Россией разворот в сторону юго-восточной Азии? В «Энергетической стратегии», опубликованной российским правительством уже несколько лет назад, был четко обозначен план увеличения экспорта энергии на Дальний Восток. Хотим ли мы, чтобы Россия превзошла поставленные ею цели и полностью интегрировалась в экономику этого региона мира?
В риторике европейских стран по вопросу санкций есть серьезная непоследовательность. Логику подобных высказываний можно понять, когда они исходят из США. Но для Франции, Германии, Италии или Великобритании они, на самом деле, самоубийственны. Особенно если произойдет худшее и в ближайшие месяцы Украина распадется на кусочки: к России отойдет самая богатая часть. Это надо знать. Торговый дефицит, который нам придется восполнить, составит уже не 13,6 млрд долларов, но более 22 млрд. Мы получим в наследство страну с труднопреодолимыми экономическими и политическими проблемами, которая потянет на себя часть финансовых ресурсов Европейского Союза. Отсюда и срочная необходимость – а она именно срочная – достижения понимания с Россией для обеспечения нормального функционирования украинской экономики.
Вызовы Украины
Как уже говорилось, Украина находится сегодня на перепутье. Она может вернуть себе экономическую и политическую стабильность, но если экономическая ситуация будет и дальше ухудшаться, то можно поспорить, что экономические трудности окажутся политически непреодолимыми.
Украина ведь состоит из трех частей: западной (в основном, сельскохозяйственной), центральной (к которой относились Крым и Севастополь) и восточной – сердца «полезной» Украины.
И восточная, и западная части являются промышленными, но основное промышленное производство сосредоточено на востоке: шесть регионов обеспечивают более 40% ВВП Украины, а также около 60% ее экспорта. Центральная зона, во главе с Киевом, – это зона потребления. Киев, будучи столицей, получает значительную часть налоговых поступлений, частично поступающих из восточной части страны. Западная часть состоит из сельскохозяйственных регионов, в восточной же сосредоточены наиболее развитые отрасли промышленности. Разница в объеме производства, а также в размерах средней заработной платы и экспорта легко объясняется тем, что промышленная деятельность имеет более высокую добавочную стоимость, чем сельское хозяйство или торговля. Ее превосходят лишь центральные службы, в большинстве своем сгруппированные в Киеве.
График 1
Эта промышленность тесно связана с Россией как потребляемой энергией, так и сырьем. Однако экспорт этой зоны превышает импорт. Таким образом, торговый баланс восточной части страны положителен, в то время как в центральной части он отрицателен. Из этого следует, что в то время как внешний дефицит Украины составляет 13,6 млрд долларов (по данным на 2013 год), если брать только западную и центральную части, то он вырастет до 22,6 млрд долларов (также в 2013 году). Это одна из причин, из-за которых необходимо сохранить целостность Украины. Аналогично, и так высокий дефицит бюджета (4,3% ВВП в 2013 году) достигнет 13% ВВП, если принимать в расчет только западную и центральную части – а такой показатель становится уже непреодолимым. Сокращение расходов, уже предписанное МВФ временному правительству, значительно осложнит положение всего населения, особенно самых бедных его слоев. При этом, если мы хотим вернуть дефицит к 3% ВПП, необходимо обязать население Западной и Центральной частей сократить дефицит на 10% ВВП в составе единой Украины, и на 16,6% в случае раздела территории.
График 2
Не составляет труда предугадать политические последствия такого экономического шока. В первую очередь, в восточной части быстро усилятся прорусские настроения, что станет благодатной почвой для политических сепаратистов и «присоединенцев» к России. Далее социальные проблемы, наступление нищеты в Восточной и Центральной частях наподобие греческой модели, приведет к активизации экстремистских и так называемых прорусских партий. Ситуация рискует быстро выйти из-под контроля. В таком случае, нам придется иметь дело не только с частью Украины, которая присоединится к России, но и с межэтническими конфликтами и гражданской войной, которые станут возможны на территории «сохраненной Украины».
Да восторжествует разум
Понятно, почему с самого начала этого кризиса мы не переставали призывать к сохранению целостности Украины, а также – и особенно – к созданию как политических, так и экономических условий, которые сделали бы эту целостность возможной. Мы хотели бы еще раз перечислить несколько простых, очевидных фактов, которые остаются без внимания.
А) Без России не будет выхода из этого кризиса. На странах Евросоюза, спровоцировавших украинский кризис своим безответственным отношением в 2013 году и давших некоторым украинским лидерам основания полагать, что интеграция Украины в ЕС возможна, лежит историческая ответственность за поиск выхода. Б) Этот выход должен быть найден быстро, так как чем дольше затягивается ситуация, тем дальше ухудшается экономическое положение Украины. Возможно, недалек момент, когда факторы, ведущие к взрыву страны, станут необратимыми. В) учитывая два предыдущих пункта, именно ЕС должен сделать первый шаг в сторону России и предложить ей базу для экономической стабилизации, которая гарантировала бы соблюдение как политических, так и экономических интересов Украины в обмен на отмену пресловутых «санкций».
В Европе все слышнее голоса тех, кто обвиняет европейских лидеров в безответственности, с которой они подошли к ситуации на Украине. Лидер британской партии UKIP, скептически настроенной по отношению к Европе, сказал это со всей определенностью. А ведь до сих пор он был известен скорее своими проамериканскими заявлениями. Пора европейским лидерам изменить отношение. Но время не ждет.
От редакции: Жак Сапир руководит исследованиями Международной системы обмена научными сотрудниками Европейской комиссии и, в сотрудничестве с Институтом прогнозирования национальной экономики, регулярно организует франко-российский семинар по финансовым и валютным проблемам в развитии России.
Источник русского перевода: http://www.nashagazeta.ch/news/politica/17418