×
Контекст

Сначала прятался в лесу, потом вырыл в навозе земляку: последний латышский дезертир более 50 лет скрывался от советской власти и вышел только 1995 г.

9 мая 1995 года в полицейский участок Пелечской волости Прейльского района Латвии явился Янис Пинупс. Он заявил, что последние 50 лет скрывался от властей, опасаясь преследования за дезертирство во время Второй мировой войны.

В августе 1944 года Янис Пинупс был призван в Советскую армию и отправлен на фронт. Пинупс участвовал в двух боях и был контужен. Когда он очнулся, на поле боя уже никого не было. Пинупс решил закончить службу и отправился домой.

«Вся эта война казалась мне бессмысленной, как и то, что нас гнали прямо на немецкие танки. К счастью, на этой войне мне не пришлось ни разу стрелять. Я не могу убить человека, я даже не могу зарезать курицу… Бог защитил меня от всего, он помог мне уйти от преследователей, когда я бежал из армии. Я знаю, что случалось с дезертирами. Двое таких дезертиров были застрелены у меня на глазах. Но я передвигался по лесам или полям, избегая дорог» — вспоминал латышский «герой».

В родной дом в деревне Котлери он попал 7 октября 1944 года. С этого времени он скрывался от властей и соседей, а о его существовании знали лишь сестра и братья.

Поначалу Пинупс прятался в лесу, а с наступлением холодов перебрался в хлев: в навозе он вырыл себе землянку.

В 50-х годах семья Пинупса построила новый дом, а старый стал его убежищем. Последующие 20 лет дезертир прятался очень тщательно. Лишь изредка он выходил на улицу, и то, когда никто из соседей не мог его заметить. Пинупс помогал братьям в поле и ходил в лес за грибами и ягодами.

Однажды он не на шутку испугался, когда случайно забрел в волостной центр и мужчина на автобусной остановке сказал ему: «Я тебя знаю, только имя забыл». Пинупс убежал, но этот случай его насторожил: он был уверен, что спустя четверть века его никто не сможет вспомнить.

В 80-х годах Пинупс даже набрался храбрости сходить в районный центр под вымышленной фамилией к врачу: дезертир растянул себе лодыжку.

Особенно трудные времена настали для него после смерти братьев, когда осталась только одна сестра Вероника. Янис не мог помочь ей даже колоть дрова, после того как соседи поинтересовались, что за мужчина появляется у нее во дворе.

Даже узнав о смене руководства в Латвии, Пинупс не решался объявиться, зная, что в стране находятся российские войска. Лишь спустя полгода после их ухода он вышел из добровольного заточения.

Янис Пинупс умер в 2007 г.

Источник: «Коммерсантъ». №92 от 20.05.1995



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
На шею советского солдата надели петлю, немец хотел выбить табурет, но получил удар ногами в лицо. Узники Освенцима потом нашли его зубы
3 декабря 2020
Молодой русский солдат — ему было, возможно, 18–19 лет, мне было 15 — попытался сбежать из Освенцима. Ему удалось выбраться из лагеря, но его схватили, привели обратно и собирались повесить перед тысячами заключенных в знак устрашения. Его подвели к виселице, повесив на грудь картонную табличку с надписью на немецком: «Ура! Ура! Ура! Я рад, что вернулся!»
«Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Самые выносливые из них — сибиряки»: немецкий генерал о советской армии
2 декабря 2020
Близкое общение с природой позволяет русским свободно передвигаться ночью в туман, через леса и болота. Они не боятся темноты, бесконечных лесов и холода. Им не в диковинку зимы, когда температура падает до минус 45.
«Казалось, что Москва в наших руках, но русские нас удивили»: контрнаступление советских войск под Москвой глазами немецкого генерала
3 декабря 2020
С удивлением и разочарованием мы обнаружили в октябре и начале ноября, что разгромленные русские вовсе не перестали существовать как военная сила. В течение последних недель сопротивление противника усилилось, и напряжение боев с каждым днем возрастало. Командование русскими войсками, прикрывавшими Москву, теперь принял маршал Жуков.
Финский пулеметчик трусливо прятался в шкафу под одеждой: как начиналась советско-финская война
4 декабря 2020
Взломали прикладами дверь и окно, вошли внутрь. На окне стоял станковый пулемет с лентой. Вскоре мы нашли и пулеметчика: он трусливо спрятался в шкафу под висевшей там одеждой. Это был первый шюцкоровец, взятый нами в плен.
Новости партнёров