На Ваш суд представлена информация из дореволюционных источников, наглядно иллюстрирующая, как складывались отношения русских и латышей в Лифляндии:
«Латыши под защитой российского царя из ничтожной рабской толпы выросли в сознательный культурный народ; они знают, что все свободы и права, что они унаследовали, им даны из царских рук; свое будущее они также вверяют Богу и Царю».
(Jaunās Latviešu Avīzes, Nr.54, 1910.g. 6.jūlijā).
«У латышей те же стремления, как и у русских. Эти стремления заключаются в том, чтобы содействовать процветанию государства и давать народу возможность свободно развивать свою деятельность для достижения общего благополучия.
Поэтому-то уже издавна наблюдается культурное сближение латышей с русскими, с идеями русских мыслителей, с русской литературой и искусством».
(Jaunā Dienas Lapa. Nr.277, 1910.g. 1.decembrī).
«Во время самарского голода, в 1873 году, русские и латышские общества собрали 40 000 руб.;
в 1877 году, во время войны, латышские общества отправили солдатам много вещей и 12 000 руб. деньгами; на 25-летие царствования Императора Александра II и на коронации Императора Александра III Рижское латышское общество стояло во главе латышей для выражения верноподданнических чувств».
(Случевский К.К. По северо-западу России. Том 2, По западу России. - СПб.: 1897, с. 115.)
«Из местных уроженцев путем начальной школы, открывшей им через ознакомление с русским языком доступ в средние и высшие учебные заведения всей империи,
составились кадры латышской и эстонской интеллигенции, соперничающей в настоящее время с интеллигенцией немецкой,
и громадный процент чиновников в крае и лиц свободных профессий — медиков, адвокатов, публицистов, художников и т.п. — состоит из латышей и эстов».
(О положении начального народного образования в Прибалтийском крае. - Рига: 1906, с. 15-16).
Источник: Влад Богов