×
Контекст

Рукопашные схватки в Афганской войне: советские солдаты против «душманов»

Военный журналист Лариса Кучерова пишет:

О полковнике Василии Стельмахе мне доводилось слышать не раз. Рассказы о прославленном опере, побывавшем в Афганистане дважды, не единожды ходившем в рукопашные кавалере двух орденов Красной Звезды, афганского ордена Славы, афганской медали «За отличие в охране границы» передаются среди молодых сотрудников военной контрразведки из уст в уста.

Встретиться с ним посчастливилось и мне. Невысокий, подтянутый, интеллигентный мужчина с почти «чапаевскими» усами шагнул навстречу и протянул руку:

— Здравствуйте, я Стельмах. Так о чем вы хотели поговорить?

— О том, что значило быть военным контрразведчиком там, в Афганистане, — ответила я и нажала на кнопку диктофона…

Душманы обложили их маленькую группку со всех сторон. Где перебежками, где ползком начали сжимать в кольцо небольшую группу «шурави», угодивших в засаду.

Бой был отчаянно-неравный, заведомо проигрышный. Спасения, выхода из той западни не было, еще пять, еще десять минут — и конец…

Рядом уткнулся в дорожную пыль убитый в перестрелке пленный, которого они конвоировали. Чуть поодаль валялся мешок с важными документами, захваченными во время утренней операции.

Щелкнул тумблер портативной рации. В эфир ушло тревожное сообщение:

– В квадрате… Ведем бой… Окружены… Боеприпасы на исходе… Мужики, выручайте!..

К счастью, их услышали…

Тяжелые пули били и били в землю, в камни у самых, казалось, глаз. Что ж они так мажут?!

«Духи» не мазали. Они брали их живыми…

Невдалеке из-за камня показалось смуглое бородатое лицо. Лейтенант Василий Стельмах нажал на спусковой крючок, но выстрела не последовало. Кончились патроны!

Это в их положении было самым страшным.

Рядом отстреливался ротный. Вдруг и он отчаянно выругался:

— Тьфу ты, мать вашу… Гильза в патроннике застряла!

«Калашников» в бою подводил редко. И вдруг… Два офицера посмотрели друг другу в глаза и без слов поняли: это все! Поочередно затихали и остальные автоматы.

А душманские пули крошили валуны, выбивая искры и щебень. Каменная крошка безжалостно хлестала их по лицам. Оцепенев, они уже не отворачивались. Им теперь было все равно.

Наконец воцарилась жуткая тишина.

— Эй, шурави, сдавайса! Сдавайса-а-а! — раздались со всех сторон торжествующие крики.

Холодная струя пота побежала по спине Стельмаха.

— Ах ты, гаденыш! Как по-русски насобачился, мать твою… — соорудив забористую конструкцию, отвел душу ротный.

Из-за камней, скаля зубы, показывались боевики. Шелест денег, которые обязательно заплатят им за пленных советских солдат и офицеров, уже звучал в ушах. Но если бы они знали, что в западне вместе со всеми оказался и сотрудник военной контрразведки, за которого западные спецслужбы их бы просто озолотили… О таком счастье они и помыслить не могли.

Юркие фигуры заскользили вниз по склону. Все ближе и ближе…

«Надо выстоять! Выстоять! Вы-сто-ять! Во что бы то ни стало!» — лихорадочно пульсировало в голове. Рука судорожно сжала цевье «калаша».

Какая-то внутренняя, первобытная сила вдруг вырвала Стельмаха из-за камня и бросила навстречу ближайшему врагу. Кровь бешено барабанила в висках. Счет времени остановился. Все чувства умерли. В те мгновения в нем жило только одно желание: как можно сильнее врубить прикладом автомата по этим искривленным от злобы, грязным, заросшим рожам.

За ним в рукопашную ринулись и остальные.

Хруст сломанных челюстей. Скрежет зубов. Брызги кровавых сгустков. Русский мат и клокотание афганских ругательств. Остервенелые, пышущие ненавистью глаза. Шум водного потока. Все смешалось в общее страшное месиво рукопашной схватки.

И вдруг откуда-то сверху — «та-та-та… та-та-та…» С горы ударил подоспевший на помощь пулеметный взвод… Для «шурави» многозвучное стрекотанье советских РПК прозвучало как музыка. Душманы стали беспорядочно отступать.

Афганистан 1988. Бой за высоту 3234, 9 рота

Источник: Кучерова Л. КГБ в Афганистане. М.: Эксмо; Яуза, 2009

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Центральный рынок Риги – достопримечательность, которая пережила войну
9 марта 2020
Одному из наиболее узнаваемых символов Риги — Центральному рынку — в этом году исполнится 90 лет. Проектировали его в межвоенный период с 1924 по 1930 год, а слава и процветание рынка пришлись на советские колхозные годы.
Престарелых рубили топорами, новорождённых живьем сжигали: преступления нацистов в концлагерях Эстонии
6 марта 2020
Заключенным советским гражданам в лагерях присваивали номера и лишали фамилий, их избивали нагайками, железными палками, использовали на непосильной работе.
Один танк сдержал дивизию вермахта: подвиг Красной армии в литовском Расейняй
10 марта 2020
Одной из легенд первых боев Великой Отечественной войны в Прибалтике стало сражение одинокого советского танка КВ с крупной группой немецких войск на дороге недалеко от литовского городка Расейняй.
До ухода немцев и прихода русских: как Центральный совет пытался возродить Латвию
11 марта 2020
В условиях, когда до разгрома нацизма оставались считаные недели, а подразделения вермахта сдавали свои позиции перед победоносной Красной армией, в ряде стран Восточной Европы формировались «переходные» органы власти.
Новости партнёров