×
Контекст

Смерть была близка, но они выжили: в каких опасных ситуациях побывали советские космонавты?

На протяжении всей истории освоения космоса советские космонавты не раз оказывались на волосок от гибели. 

«Восход-2»

18 марта 1965 года с космодрома Байконур в Советском Союзе стартовал «Восход-2». Целью миссии было доказать, что люди могут выжить в космосе при наличии подходящего костюма. Двумя пилотами-космонавтами, которые отправились с миссией в космос, были Павел Беляев и Алексей Леонов.

Леонову предназначалось осуществить первую в истории внекорабельную активность, то есть космическую прогулку. Такой подвиг приковал бы внимание научного сообщества и людей со всего света. И дал бы под дых Соединенным Штатам в космической гонке.

Двое мужчин подготовились к опасной миссии. Леонов шагнул в шлюз, Беляев понизил давление воздуха. Леонов вышел в пустоту космоса и сразу же попал в телевизоры по всему миру, демонстрирующие успех СССР. Вся прогулка продолжалась 10 минут, после чего Леонов без энтузиазма вернулся в шлюз.

Однако отсутствие атмосферы в космосе привело к тому, что костюм Леонов раздулся и сковал движения. Поскольку кислорода оставалось всего на 40 минут, космонавту нужно было принимать решение, чтобы не задохнуться. Его решением стало выпустить немного кислорода в космос, чтобы сдуть костюм. Так он и сделал. Костюм начал сдуваться, и Леонову удалось втиснуться в шлюз, очень сильно попотев в процессе.

Леонову удалось избежать жуткой смерти, но на этом приключения миссии «Восход-2» не закончились. После пожарной тревоги, вызванной увеличением кислорода в кабине, стало очевидно, что автопилот поврежден. Мужчинам пришлось вручную сажать аппарат в сибирской тайге, где они провели двое суток вдали от цивилизации, пока их не нашли спасатели.

«Союз-5»

Главная миссия «Союза-5» заключалась в том, чтобы успешно пристыковаться к «Союзу-4» в космосе. Миссия проходила без каких-либо проблем и должна была вернуться на Землю 18 января 1969 года. Когда «Союз-5» попытался отсоединиться от «Союза-4», служебный модуль и модуль повторного входа не смогли разделиться, нарисовав опасность перед Борисом Волыновым, единственным космонавтом на борту.

Неудачное разделение заставило аппарат войти в атмосферу носом вперед, сделав его чрезвычайно аэродинамическим. Ускоренное падение расплавило уплотнительную прокладку, разогрело переднюю часть аппарата, и кабина заполнилась дымом.

Дым существенно усложнил процесс пилотирования аппаратом. Надежда снова блеснула, когда модули наконец отсоединились, зафиксировав направление, в котором смотрел аппарат. Но он продолжал двигаться с угрожающей скоростью.

Парашют развернулся правильно, но затем из строя вышли ракеты мягкой посадки. В итоге приземление прошло крайне жестко, а Волынову выбило несколько зубов. Он безопасно покинул аппарат, но затем ему пришлось пройти по снежной погоде при температуре в -40 градусов Цельсия до Кустани, Россия, где ему оказали помощь.

«Союз Т-10-1»

Союз Т-10-1 был крайне неудачной советской космической миссией. Ее целью было заменить солнечные батареи «Салюта-7» (космической станции СССР). Силами вахтовой команды завершить эту операцию было невозможно из-за ужасного происшествия, которое случилось сразу после запланированного запуска.

Всего за минуту до старта пожар вспыхнул в ракете «Союза». Экипаж оказался достаточно опытным, чтобы понять, что что-то идет не так. Готовясь к отлету, космонавты пристегнулись ремнями. Вышка на стартовой площадке выбросила капсулу на безопасное расстояние от горящей ракеты. Эта система прерывания спасла жизни двух космонавтов на борту. К счастью, ни один из них не пострадал во время этого огненного испытания, которое потенциально могло привести к смерти обоих.

«Мир»

За несколько лет на космической станции «Мир» было много разных происшествий, но два инцидента в 1997 году поставили точку в ее истории. Первым стал пожар на борту станции, который разыгрался 23 февраля. На станции проводились рутинные работы, включая воспламенение кислородсодержащей канистры, но огонь внезапно вышел из-под контроля.

Российскому экипажу пришлось использовать противогазы при тушении пожара, а космический аппарат «Союз» заполнился дымом. Затем дым ушел, и экипаж оказался в безопасности.

Второй инцидент стал самым страшным столкновением в истории освоения космоса. 25 июня, спустя несколько месяцев после пожара, член экипажа проводил испытания стыковки с применением дистанционного управления, но вдруг потерял контроль над грузовым судном. Судно столкнулось со станцией, что вызвало опасную утечку воздуха.

К счастью, экипаж быстро сориентировался и запечатал люки в отсеке, где происходила утечка. Быстрое реагирование экипажа обеспечило его безопасность.

Источник:  оригинальная статья

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров