Контекст

Экономика Литвы в советское время: из грязи в князи

0  
Источник изображения: http://shipsworld.ru

Восстановление народного хозяйства Литвы после Великой Отечественной войны сопровождалось не только его реконструкцией, но и созданием целых отраслей с нуля. На это из союзного бюджета выделялись большие капиталовложения.

В 1947 г. начал действовать станкостроительный завод «Жальгирис», а в 1948 г. — электротехнический завод «Эльфа», в 1950 г. — Каунасский турбостроительный завод «Пяргале».

В первую послевоенную пятилетку (1946–1950 гг.) вступили в строй 20 крупных новых предприятий.

Уже тогда были заложены основы для таких отраслей промышленности, как станкостроение, турбостроение, приборостроение, электронная промышленность, электромашиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, цементная промышленность. В 1960-х годах начали выпускать высокотехническую продукцию Вильнюсский завод топливной аппаратуры, в котором трудились более 7 тысяч работников, завод счётных машин «Сигма», завод металлических изделий «Вилия», выпускавший изделия для космической промышленности. К 1970 году крупных предприятий уже было построено более 200, они выпускали продукцию, пользующуюся широким спросом не только на внутреннем, но и на общесоюзном рынке.

В 1970-е гг. были построены и другие флагманы литовской индустрии — Мажекяйский нефтеперерабатывающий комбинат, снабжавший своей продукцией всю Прибалтику, производственное объединение «Азот» — крупнейшее в СССР предприятие по производству удобрений, Кедайняйский химический завод и другие.

Можно назвать и ещё одно широко известное в стране предприятие. В конце 1970-х гг. на подразделении Вильнюсского авторемонтного завода, позже получившем название «Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств», начал работать популярный советский раллист С.Брундза. В Вильнюсе совместно с тольятинским АвтоВАЗом изготавливались автомобили для международных соревнований. Автомобиль, на котором было завоёвано много призовых мест, фигурировал в протоколах зарубежных ралли как LADA 1600. Сотрудничество Вильнюса и Тольятти продолжалось до распада Советского Союза.

Машиностроение постепенно занимало ведущее место среди других отраслей промышленности республики. Бурное развитие получили отрасли, связанные с приморским положением республики, — судостроение, рыбодобыча, рыбопереработка. Продукция сельского хозяйства стала важным источником обеспечения сырьём традиционной для Литвы пищевой промышленности.

В 1960–1970 гг. в Литве возникли такие отрасли промышленности, как радиотехническая, химическая, микробиологическая, фармацевтическая.

Помимо создания целого ряда отраслей народного хозяйства в Литве в советское время был построен крупный рыбопромысловый флот. Литовские сейнеры вели лов рыбы не только в Балтийском, но и в Баренцевом морях, а с 1971 г. — в Атлантическом океане. В Клайпеде базировался мощный торговый и рыболовный флот, этот город стал всесоюзным центром рыбной промышленности. В 1955 г. в Клайпеде был построен современный судостроительный завод, начавший серийный выпуск средних рыболовных траулеров (СРТ).

Настоящими воротами Литвы в Европу стала паромная переправа Клайпеда – Мукран, также построенная в советское время. Ее строительство обошлось союзному бюджету в сотни миллионов рублей.

Определённую роль в развитии материальной базы Литвы, как и других республик Прибалтики, сыграло ее пограничное положение, что открывало дополнительное финансирование из союзного бюджета для строительства первоклассных коммуникаций, аэродромов, мостов, складского хозяйства, ремонтных служб и прочей производственной инфраструктуры. 3 ноября 1970 г. состоялось открытие самой современной в СССР автострады Вильнюс-Каунас. Затем были построены высококлассные автомагистрали, связывающие Вильнюс с Клайпедой и Паневежисом.

В советское время была заново создана энергетика республики. Рядом с мощнейшей Литовской ГРЭС был выстроен современный город Электренай.

В 1983 г. заработал первый блок Игналинской атомной электростанции (с января 2010 г. Игналинская АЭС по указанию из Брюсселя прекратила свою работу).

В итоге производство электроэнергии в 1985 г. в Литве выросло по сравнению с 1940 г. в 258 раз и составило почти 21 млрд кВтч, что позволило полностью электрифицировать все города, поселки и хутора..

О том факте, что из слаборазвитой аграрной страны Литва превратилась в индустриальную, свидетельствуют коренные изменения в социальной структуре населения республики. Увеличился удельный вес занятых в промышленном производстве. Если в 1945 г. в промышленности было занято 38,3 тыс. работающих, то в 1951 г. уже 86,4 тыс., а в 1985 г. — 392,6.

 

Источник: Симонян Р.Х. «Анализ вклада республик Союза ССР в социально-экономическое и культурное развитие республик Прибалтики в период их нахождения в составе единого государства»

Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...