×
Контекст

Латыши выбегали и спасали раненых советских солдат: 75 лет назад Красная Армия освободила Ригу

13 октября 1944 г. советские войска освободили правобережную часть Риги. В 23 часа Москва салютовала доблестным войскам 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов. Но впереди оставалась сложная задача: необходимо было форсировать широкую реку Даугаву.

Водитель амфибии 3.Н. Поляков вспоминает:

«На острове между крайними домами и берегом Даугавы было ровное поле длиною метров шестьсот–семьсот. На поле росли редкие невысокие кустарники. Часто попадались песчаные прогалины... На противоположном берегу Даугавы, чуть правее выбранного места высадки, стоял длинный темно-серый сарай. Передняя амфибия, на которой находился майор-разведчик, сошла в воду. Он машет рукой остальным машинам. Солнце светило вовсю, свежий ветер доносил запахи моря и временами захлестывал воду в машину. Плывем в кильватер, дистанция между машинами десять–пятнадцать метров. 

Когда до берега оставалось метров семьдесят, из сарая ударили пулеметы. Мы продолжали идти вперед, открыв ответный огонь.

 Но вот головная амфибия начала разворачиваться. Майор с пистолетом в руке встал во весь рост, крикнул: «Поворачивайте назад!» — и тут же упал, сраженный вражеской пулей.

Выполняя приказ, я круто повернул руль влево. Правый борт моей амфибии открылся противнику — его сразу же прошила пулеметная очередь гитлеровцев. Кто-то из членов экипажа еще стреляет, раненые сползли на дно амфибии. Вода вокруг бурлит от разрывов мин и снарядов, а амфибия уже идет к своему берегу. Помпы не справляются с откачкой воды. Начал «чихать» мотор, а до берега еще далеко — метров сто. Мотор, «чихнув» в последний раз, заглох, остановилась помпа. Амфибия медленно погружалась в воду. Мне даже не удалось захватить с собой автомат — он был разбит. Вплавь добрался до берега, выскочил на песок и, пробежав метров пятнадцать, залег — сильный огонь прижал к земле... Прилетели два наших истребителя. Минут пятнадцать полетали над нами, ободряюще покачали крыльями, выпустили несколько очередей из пулеметов по злополучному сараю и улетели.

Пролежал я около трех часов. Впереди залегли еще несколько бойцов. При попытке подняться немцы тотчас же открывали огонь из пулеметов и автоматов. Кто-то из наших был ранен — впереди слышались стоны. Подполз к раненому — оказался парнишка моложе меня и маленького роста. Кое-как перевязал бойцу раненую поясницу и подлез под него, обхватив за шею. 

Прополз с ним метров сто и увидел женщину, выбежавшую из крайнего дома. Она спешила к нам с простыней и водой. Обмыв бойца, перевязала ему рану. Положив раненого на простыню, мы понесли его к домам.

В доме, куда мы вошли, находилось около пятнадцати раненых бойцов и офицеров, которые были вымыты, перевязаны и накормлены. Тяжелораненые лежали на матрацах или подстилке. Это доброе дело сделали высокий латыш лет 35–40 и две молоденькие девушки (очевидно, его дочери)...

Шесть машин-амфибий, участвовавших в разведке, были подбиты и утонули. Утром следующего дня мы вырыли братскую могилу и положили в нее погибших товарищей — их было, кажется, семнадцать человек...».

15 октября советские войска смогли форсировать Даугаву.

Освобождение Риги

Источник: Поляков Г.Г.  Удар через Кишэзерс, — Рига: Авотс, 1985

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров