×
Контекст

В войну для солдата было важно правильно наматывать портянки. А это умел не каждый

Советский военный кинодокументалист, оператор Семен Семенович Школьников* рассказывает следующе:

Мне вспомнилось, с каким трудом я постигал эту нехитрую науку — наматывать портянки.Я присутствовал на осенних военных маневрах. Получил задание снять высадку парашютного десанта. Режиссер фильма Илья Петрович Копалин довез меня до места предполагаемого приземления десанта, сказал, что снимать, и уехал. Я установил аппарат на штатив и уселся на обочине шоссе перематывать портянки. Вдруг слышу:

— Что, орел, с портянкой не совладаешь? Ты, наверное, в армии не служил. Там бы старшина живо научил, как это делается.

Хотел было уже огрызнуться, но, оглянувшись, увидел, что за моей спиной, добродушно улыбаясь, стоит сам Семен Михайлович Буденный.

Мне стало не по себе. Я что-то пролепетал и, опустив глаза, попытался было подняться. Семен Михайлович, положив руку мне на плечо, заставил снова сесть и начал инструктировать: 

— Клади разутую ногу на колено другой ноги. Теперь растяни портянку двумя руками...

Я пытался все делать точно так, как он говорил, но проклятая портянка не слушалась. Она то вырывалась из рук, то свертывалась жгутом... Словом, теоретический курс практических результатов не дал. Тогда Семен Михайлович решительно опустился на траву. Увидев волдыри на моих ступнях, покачал головой:

— Да, с такими ногами ты не солдат! Гляди и запоминай... — Семен Михайлович ловко, одним движением, намотал портянку так, что на ней не оказалось ни единой морщинки. — Надевай сапог! — скомандовал он. Подождав, пока я это сделаю, приказал: 

— А теперь давай вторую...

Когда все было закончено, пунцовый от смущения, я поднялся и сделал несколько шагов.

— Не больно? — Семен Михайлович участливо смотрел на меня.

— Нет, спасибо... — Я не знал, что еще сказать.

— Ну-ну, смотри фильм за мои труды сними хороший.

Не знаю, хороший ли мне тогда удалось снять фильм, а вот портянки наматывать я, кажется, научился.

* Семен Семенович Школьников — лауреат трех Сталинских премий, единственный военный оператор, который три раза забрасывался к советским партизанам.

Портянки: мастер-класс от курских военных

Источник: Школьников С.С. В объективе — война. — М.: Воениздат, 1979

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Вы даже не представляете, как русские обороняют Сталинград… Это место можно назвать адом»: что писали родне и о чем думали немцы под Сталинградом
13 декабря 2021
Письма немецких солдат и офицеров из Сталинграда наглядно демонстрируют, как трансформировалось их настроение и отношение к войне. Первоначально в Германию шли письма, в которых говорилось о скорой победе нацистской Германии, о том, что еще немного — и советские войска, которые упорно сопротивляются, будут разбиты. Но после того как Красная Армия перешла в наступление, бравада немецких солдат и офицеров исчезла. Они стали жаловаться на тяжелую судьбу, а также начали рассуждать о том, что война — это зло. Советский солдат сделал немцев «пацифистами».
Выдержал пытки раскаленным железом и никого не выдал: советский подпольщик Иван Кабушкин
14 декабря 2021
Удивительная история о мужестве и силе духа советского подпольщика Ивана Кабушкина. За короткий срок он стал ключевым подпольщиком в оккупированном немцами Минске, организовав работу советского сопротивления. Будучи схвачен немцами, выдержал страшнейшие пытки раскаленным железом, удары электрическим током, но никого не выдал.
«Ходоки» — они появлялись и исчезали бесследно: специальный разведотряд лыжников-спортсменов, наводивший ужас на немцев
15 декабря 2021
Многочисленные пущенные под откос эшелоны, сбитые немецкие самолеты, взорванные мосты, огромный урон живой силе противника. Все это на счету специальной разведывательно-диверсионной группы «ходоки», состоявшей из спортсменов во главе с командиром Евгением Мирковским.
Нацисты трижды его «убивали» в попытке психологически сломать. Вешали петлю, выбивали стул из-под ног: судьба Коли Печененко
16 декабря 2021
Удивительна судьба 13-летнего советского мальчишки-партизана Николая Печененко. Во время проведения операции он был схвачен и подвергнут изощренным пыткам. Чтоб сломить его волю и развязать ему язык, немцы имитировали его смерть. Вешали петлю на шею, выбивали стул из-под ног и смеялись, а потом снимали. И так делали снова и снова, но Коля молчал.
Новости партнёров