Иван Никитович Кожедуб — прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой Советского Союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал на истребителях конструкции Лавочкина — «Ла-5» и «Ла-7». За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель «МиГ-15».
Один в поле — воин
Пилоты истребителей — «короли неба» — не любили заниматься заданиями по прикрытию наземных войск, но Иван Никитович был другим: он использовал любой шанс подняться в любимое небо. Однажды, 30 сентября 1943 года, Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался в небе без прикрытия боевых товарищей и в этот же момент заметил в небе немецкие «Юнкерсы». Прославленный ас не растерялся и в одиночку спикировал на бомбардировщики. Сделав несколько виражей, он ворвался в звенья противника.
Атака смелого советского летчика-одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили сбрасывать бомбы и заняли оборонительные позиции. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг — он спикировал на одного из оторвавшихся Ju-87 и сбил его.
Горящие обломки развалившегося самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили.
«Воюют не числом, а умением»
Спустя всего лишь 3 дня после одиночного боя с «Юнкерсами», Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять «Ла-5» или, на языке летчиков, «лавочкиных». Практически сразу пилоты заметили в небе колонну пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87», каждые девять самолетов которых прикрывались шестью истребителями «Ме-109».
Кожедуб во главе пяти самолетов атаковал группу бомбардировщиков, противник, не ожидавший атаки от малого числа советских машин, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два Ju-87. Уцелевшие немецкие самолеты из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна потрепанных в бою «Юнкерсов».
Эффектную точку в сражении поставил, конечно, герой-ас, превратив в огненный шар один из последних истребителей «люфтваффе». «Воюют не числом, а умением», — любил повторять Иван Кожедуб.
Первый реактивный
В середине февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб вписал в свою славную биографию важную деталь — одним из первых в мире он уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик «люфтваффе» «Me-262».
Взлетев в небо 19 февраля со своим другом и напарником Дмитрием Титоренко, Кожедуб обнаружил на высоте более 3000 метров неизвестный самолет, который летел на максимальной для советских «Ла-7» скорости. Герой-ас заметил, что немецкий пилот не контролировал пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины. Этим фактом и решил воспользоваться летчик, встретив немца на пересекающимся курсе и расстреляв его снизу. Но Титаренко решил открыть огонь первым, удивив Кожедуба.
Иван Никитович потом вспоминал этот памятный поединок: «Что такое? В противника летят трассы (следы, которые остаются в воздухе от пуль): ясно — мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика (Титаренко); уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы неожиданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом.
С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает».
«Из России с любовью»
Широко известна история о том, что к 64 немецким самолетам, сбитым в Великую Отечественную Войну Кожедубом, можно добавить еще 2 американских истребителя.
В апреле 1945 года Кожедуб несколькими очередями из бортовых пушек отогнал два немецких истребителя от американского «В-17», но был сам атакован американскими истребителями, открывшими огонь с большой дистанции. Сделав в воздухе несколько сложных фигур, Иван Никитович оказался сбоку «американца» и подбил его. Сделав еще одну фигуру высшего пилотажа и пустив несколько очередей, он взорвал в воздухе и другую машину.
В дальнейшем выяснилось, что эти самолеты оказались «Мустангами» ВВС США.
Такая стычка с американцами была не единственной. Куда более жаркий бой с американцами будущий маршал авиации принял за пару дней до капитуляции Германии, когда около 20 американских бомбардировщиков класса «Летающая крепость», не обращая внимания на предупредительные выстрелы, вошли в пространство советской оккупационной зоны. Советский ас сбил три самолета, а остальных обратил в бегство, но причислить эти три победы к общему списку не дал. Командир полка только пошутил, что с американцами повоевать придется скоро, и в первый же день новой войны машины, сбитые Кожедубом, припишут на его счет задним числом.
Источник: Щеголев И. Четыре славных подвига лучшего советского летчика // Русское оружие