Заместитель главы Совета безопасности России Дмитрий Медведев резко раскритиковал Международный уголовный суд (МУС) за несостоятельность и политическую ангажированность. Соответствующую позицию политик подробно аргументировал в статье «Утраченные иллюзии, или Как Международный уголовный суд стал юридическим ничтожеством».
В статье отмечено, что МУС (он же — Гаагский международный суд) «трансформировался из органа международного правосудия в орудие юридической войны». Аргументируется эта позиция тем, что даже учредительный акт суда — дефектен и полон противоречий. Также Медведев указал, что «политическая ангажированность, избирательность его "правосудия", противоправность практики выдачи им ордеров на арест действующих глав суверенных государств, не являющихся участниками Римского статута, притом что такие ордера часто странами игнорируются, а также тот факт, что МУС, по сути, трансформировался из органа международного правосудия в орудие юридической войны, недвусмысленно свидетельствуют о его полной несостоятельности».
«В связи с этим он должен кануть в историю, а его судьи, прокуроры и прочие должностные лица, принявшие противоправные решения, могут и должны преследоваться за преступления, предусмотренные российским уголовным правом», — подмечено в статье.
По мнению автора, отечественным юристам необходимо на всех возможных площадках аргументированно и подробно выступать с профессиональной критикой решений МУС, представлять международно-правовую позицию России в отношении специальной военной операции, украинского конфликта и других злободневных проблем мировому юридическому сообществу, СМИ и гражданам различных государств.
«Кроме того, с учетом недостатков в деятельности МУС заинтересованные государства могут найти возможность создать другой международный уголовный суд, который будет их лишен. Учредительный договор такого суда должен будет основываться на всех общепризнанных нормах современного международного права, а его юрисдикцию можно будет распространить на преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности, а также на акты терроризма», — указал Медведев.
Также он добавил, что вполне возможным выглядит и проработка на межрегиональном уровне (например, в рамках БРИКС) концепции создания международно-правового органа, альтернативного Гаагскому уголовному суду.
«Новый судебный орган БРИКС мог бы подтвердить общее стремление государств, входящих в это объединение, неукоснительно следовать принципам Устава ООН, включая принципы иммунитета глав суверенных государств от какой-либо иностранной юрисдикции и запрета вмешательства во внутренние дела государств, в том числе путем незаконного иностранного инструктирования лидеров оппозиции», — пояснил Медведев.