Саммит НАТО, проходящий с 24 по 25 июня в Гааге, оказался «сжат до минимума» как по времени, так и по содержанию. Об этом заявил литовский дипломат, подписант Акта о восстановлении независимости Литвы Альбинас Янушка.
Он напомнил, что до недавнего времени саммиты Североатлантического альянса были важными геополитическими событиями, однако нынешний формат серьёзно ограничен.
«Трудно поверить, что саммит НАТО в Гааге проходит именно так — сжатый до минимума как по времени, так и по содержанию. Всего одно пленарное заседание, короткое коммюнике, никакого совета НАТО–Украина на уровне лидеров и, что самое главное, никакой фразы, которую мы слышали в Вильнюсе, Мадриде и Вашингтоне: “Будущее Украины — это НАТО”», — заявил Янушка.
Тем не менее, политик подчеркнул: даже в таком урезанном формате саммит важен для Литвы — прежде всего из-за вопросов готовности альянса защищать себя и поддерживать Украину.
«Саммит в Гааге мог бы стать историческим, если бы было утверждено увеличение оборонных расходов до 5% валового внутреннего продукта к 2030 году (3,5% — на военные расходы и 1,5% — на смежные нужды), однако крайний срок перенесли на 2035 год. Поскольку за невыполнение обязательств не предусмотрено никаких санкций, вполне возможно, что выполнение этого правила будет симулироваться — как это уже было с двухпроцентной нормой», — отметил Янушка.
В этих условиях он выразил сомнение в том, что все страны альянса увеличат военные расходы до 5% ВВП, и предположил, что многие ограничатся уровнем в 3,5%.
«Без стратегических возможностей США, спутниковой разведки и ядерного “зонтика” Европа пока не способна сдерживать Россию самостоятельно. Именно поэтому альянс так быстро принял “процентную логику” Трампа. У НАТО сейчас лишь несколько процентов от необходимого объёма ПВО для защиты Восточной Европы. Тем не менее это — серьёзный шаг вперёд», — считает Янушка.
По его словам, рост оборонных расходов со стороны союзников означает усиление ротационного военного присутствия и развитие инфраструктуры НАТО в Балтийском регионе.
Ранее Литва подписала меморандум о сотрудничестве в области производства боеприпасов с американской оборонной компанией Northrop Grumman и норвежским производителем NAMMO.




