В рамках высокотехнологичной медицинской помощи могут применяться методы лечения, использующие клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии.
В каждом отдельном случае показания для получения плановой медицинской помощи (ВМП) определяются индивидуально, исходя из основных факторов:
- тяжесть и стадия основного заболевания, явившегося поводом для ВМП;
- исходное состояние пациента (его возраст, сопутствующие заболевания и связанный с ним риск осложнений);
- прогноз для жизни и здоровья пациента и другие.
Как отмечает Андрей Рыжаков, председатель совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков:
«За счет средств ОМС оплачиваются такие виды ВМП, как комплексное лечение при привычном невынашивании беременности, лечение больных с обширными ожогами, микрохирургические вмешательства в нейрохирургии, внутрисосудистый тромболизис, выхаживание новорожденных, видеоэндоскопические внутриполостные хирургические вмешательства, дистанционная лучевая терапия злокачественных новообразований, отдельные реконструктивные операции в оториноларингологии, коронарная реваскуляризация миокарда, эндоскопические операции на органах грудной полости, реконструктивные операции при травмах и многие другие».
Сейчас, когда остается угроза распространения коронавирусной инфекции, получить плановую ВМП можно только по направлению врача в поликлинике, куда прикреплен пациент. Это может быть участковый врач. Или по направлению, выданному региональным органом управления здравоохранения.
Что делать, если необходима плановая высокотехнологичная медицинская помощь?
- Пройти амбулаторное медицинское обследование, в ходе которого диагностируется заболевание и выявляется необходимость в оказании ВМП.
- Получить направление участкового врача поликлиники (или направление от регионального органа управления здравоохранением по представлению поликлиники) по результатам решения врачебной комиссии.
- Собрать необходимый пакет документов (выписку из медицинской документации, копию паспорта/свидетельства о рождении, полиса ОМС и СНИЛС, результаты обследований и другие документы из перечня, который выдаст направляющая организация – поликлиника).
- Направляющая организация (поликлиника, реже – региональный орган управления здравоохранением) в течение трех рабочих дней или сам пациент (при желании) отправляют направление и пакет документов в ту медицинскую организацию, которая будет оказывать ВМП (это можно сделать на сайте https://talon.rosminzdrav.ru/search_vmp/ – вне зависимости от способа финансирования ВМП).
- Медицинская организация, которая будет оказывать ВМП, проводит еще одну врачебную комиссию (по отбору пациентов на ВМП), подтверждает целесообразность госпитализации и оформляет на пациента талон на оказание ВМП. В отдельных случаях по клиническим показаниям врачебная комиссия может определить перечень дополнительных обследований перед направлением на ВМП, которые пациент должен пройти в поликлинике по месту прикрепления.
- Врачебная комиссия медицинской организации, которая будет оказывать пациенту ВМП, выносит решение о наличии (либо об отсутствии) медицинских показаний или наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента с учетом оказываемых медицинской организацией видов ВМП в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня оформления на пациента Талона на оказание ВМП.
- Проверить статус талона можно на специальном сайте: http://talon.rosminzdrav.ru/
- Прибыть в медицинскую организацию в установленный ею срок с необходимым пакетом документов (см. п.3).
Страховой представитель обязан:
- разъяснить порядок получения ВМП, сообщить, куда необходимо обратиться застрахованному с учетом особенностей реализации программы государственных гарантий на отдельных территориях;
- помочь застрахованному определиться с выбором медицинской организации для оказания ВМП с учетом показателей качества медицинской помощи, территориальной удаленности и других факторов;
- при обращении с жалобой на доступность и качество медицинской помощи: организовать проведение контрольно-экспертных мероприятий для оценки качества оказанной ВМП (в т.ч. с целью оценки достижения целевого результата лечения – второе мнение). Материал этой оценки медицинская организация учитывает при принятии решения о дальнейшей тактике лечения, необходимости повторных госпитализаций;
- в случае выявления факта необоснованного отказа застрахованному в выдаче направления на ВМП или в случае нарушения сроков ее получения – связаться с медорганизацией и помочь восстановить права застрахованного на своевременное получение ВМП.
«Если застрахованному пациенту отказано в проведении ВМП и он хочет обжаловать решение врачебной комиссии, то ему нужно обратиться за консультацией в страховую медицинскую организацию, которая выдала полис ОМС. Страховой представитель проконсультирует застрахованного по этому вопросу и поможет разобраться в сложившейся ситуации (при участии экспертов качества медицинской помощи) и помочь получить ВМП в случае, если отказ в ее оказании был необоснованным», – добавил председатель совета по медицинскому страхованию ВСС, Андрей Рыжаков.
5 шагов к получению мед.помощи