×
Дайджест

«Личный пример» освещает проблему социально-педагогической запущенности детей и подростков в детских домах

В детских домах проблема агрессивного поведения подростков стоит остро — большинство детей не признает общественные нормы и под видом “справедливости” отстаивает свои права с помощью силы. 

Девиантное поведение чаще всего сказывается на судьбе воспитанников. Принимать воспитательные меры нужно еще до выпуска из детского учреждения. В статье мы хотим обратить ваше внимание на детскую запущенность и разобрать причины асоциального поведения — как помочь брошенным детям избавиться от негативного влияния.

Социально-педагогическая запущенность — одна из серьезнейших проблем современных детских домов в России

Социально-педагогическая запущенность — состояние личности ребенка, когда он избегает нормального взаимодействия с окружающими и чувствует себя отчужденным.

Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя через несколько стадий:

Раннее детство

Такие свойства как самосознание, поведение и осознанность начинают закладываться в ребенке в трехлетнем возрасте. Если ребенку не уделяют внимания, не проявляют любви и заботы, не объясняют, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, он не закрывает свои базовые потребности. Отсюда в нем начинает процветать безразличие и отсутствие сострадания. Это полностью ошибка воспитателя детского учреждения.

Подготовка к школе

Перед школой ребенок должен пройти психологическую и педагогическую подготовку. Посещать занятия, тренировать внимание и мышление, пробовать писать и читать. Если в подготовке возникли пробелы, вероятно, в классе ребенок будет отставать. А на фоне прилежных одноклассников он станет привлекать к себе внимание по-другому — перестанет делать задания и начнет задираться.

Подростковый возраст

Воспитанники детских домов смотрят на мир с точки зрения несправедливости и обиды. Если педагоги не принимают воспитательных мер и не реагируют на плохое поведение, в сознании подростков закрепляются асоциальные тенденции. Например, воровство, драки, грубость. Ребенок так доказывает свою независимость и взрослость. Однако из-за отсутствия здравомыслия “независимое поведение” приводит к тяжелым последствиям — нарушению закона, преступлениям и беспомощности.

Причины детской запущенности

Социально-педагогическая запущенность у воспитанников детских домов проявляется в нездоровой самооценке. Ребенок не приспособлен к жизни в обществе, потому что не видит в нем признания и уважения. Он агрессивно настроен по отношению к окружающим и не стремиться следовать общепринятым нормам и правилам поведения.

Почему так происходит?

  • Ребенку не привили нравственные понятия.

  • У него искаженное понимание “прекрасного”.

  • Он отличается от сверстников внешне и не соблюдает гигиену.

  • Не умеет трудиться и не хочет прикладывать ни к чему усилий.

  • Ребенок попал в детский дом в осознанном возрасте и пытается приспособиться к новым обстоятельствам.

  • Берет плохой пример, который делает его “взрослым” — курит, ругается матом, дерется, пьет алкоголь.

Последствия социально-педагогической запущенности

Помимо неадекватной самооценки и чувства неполноценности, социально-психологическая запущенность выражается в здоровье ребенка. Он вырастает эмоционально нестабильным и сталкивается с психическими заболеваниями. От мелкого воровства и хулиганства жизнь приводит его к тяжким преступлениям, кражам, избиениям и нездоровому образу жизни.

Скорректировать поведение и снять напряжение нужно до выпуска из детского дома. Как должны вести себя учителя и что помогает побороть девиантное поведение, поговорим далее.

Что мы можем с этим сделать? Как мы можем помочь?

Скорректировать поведение ребенка в детском доме должен педагог.

Какие для этого нужны личностные качества:

  • Понимание и сочувствие.

  • Доверие, чувство справедливости, искренность.

  • Способность анализировать конфликтные ситуации.

  • Умение видеть хорошее и замечать прогресс.

И несколько рекомендаций по коррекции поведения от Фонда “Личный пример”:

Педагог должен вовремя замечать проступки и ставить их в противовес положительным чертам. У ребенка должна появиться тяга к самоанализу, а впоследствие, и к самовоспитанию.

Если педагог действует из позиции “мне, в целом, все равно”, подросток это чувствует. От этого пропадает авторитет воспитателя, и дальнейшая коррекция не имеет смысла.

Воспитатель не должен быть диктатором. Ругань, непринятие возражений и безразличие к чужому мнению лишь потакают поведению запущенных подростков.

Нельзя быть заранее уверенным, что ребенок неисправим. Если всем видом демонстрировать отсутствие прогресса, ребенок никогда не избавиться от своих пороков.

Дети из детского дома — особенные. С ними однозначно необходимо работать с детства, чтобы в общество они выходили зрелыми личностями. Работа воспитателя трудна и объемна, но без нее воспитанники детских домов никогда не узнают, что значит быть достойным человеком.

Если вы хотите помочь воспитанникам детских домов в преодолении социальной-педагогической запущенности, в качестве площадки можно использовать благотворительный фонд “Личный пример”, который регулярно проводит мероприятия по помощи детям, оставшимся без попечения семьи.