Дайджест

О совершенствовании системы управления отходами

0  

В рамках V Общероссийского гражданского форума прошел круглый стол «Реформа управления отходами: оценка перспектив реализации», организованный рабочей группой ОГФ «Экология». В ходе дискуссии ее участники провели анализ результатов общественного экологического контроля в сфере управления отходами в России и выработали свои рекомендации по  ее реформированию.

Специалисты отметили, что важнейшая с точки зрения социально-экологической и экономической значимости реформа управления отходами начата, но идет крайне медленными темпами с сопутствующими правовыми коллизиями и недоработками. Согласованные ранее законодательные инициативы так и не были приняты. Федеральный бюджет не предусматривает даже минимальных финансовых вложений в строительство  современных отходоперерабатывающих производств в регионах. 

При этом правовые механизмы сбора и эффективного расходования экологических платежей, привлечения частных инвестиций, развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства в законодательстве не проработаны. Около 80% от объема образующихся в стране отходов составляют отходы 5 класса опасности, обращение с которыми вообще не регулируется государством.

Для создания современной, экологически и экономически эффективной системы управления отходами требуется более жесткая правовая модель координации всех участников рынка отходов на федеральном и региональном уровнях, считают участники дискуссии. Подготовленные ими предложения включают в себя как ряд мер по совершенствованию законодательной  базы, так и рекомендации региональным и местным органам власти, промышленным и производственным предприятиям, а также общественным экологическим организациям.

С 1 января 2017 года введена в действие ст. 80,1 ФЗ «Об охране окружающей среды» о накопленном экологическом вреде и начался процесс включения в государственный реестр объектов накопленного экологического вреда (в первую очередь несанкционированных и отработанных свалок и полигонов, требующих рекультивации), однако при этом выявилась проблема отсутствия специализированных проектно-изыскательских и строительно-монтажных организаций по данному виду работ.

Продолжается незаконная практика включения в Государственный реестр объектов по обращению с отходами (ГРОРО) непроектных свалок, не имеющих гидроизоляции и программ экологического мониторинга, в том числе расположенных в границах населенных пунктов.

Таким образом,

Плюсы реформы управления отходами:

•     Оживление инвестиционного климата;

•     Политическое внимание к проблеме управления отходами;

•     Ужесточение санкций за нарушения в данной сфере;

•     Привлечение инноваций и НДТ;

•     Создание конкурентной среды;

•     Запрещение временного хранения ТКО и т.д.

Минусы хода реформы:

•     Сложность, противоречивость, коллизии нового законодательства;

•     Возложение полной ответственности на регионы;

•     Отсутствие в федеральном законе обязательного межмуниципального принципа;

•     Сложности внедрения реальных экономических механизмов стимулирования (экосборы, тарифы, налоговые льготы и т.д.);

•     Рост числа несанкционированных свалок;

•     Отсутствие ответственности госорганов и ОМСУ за экологически безопасное управление отходами;

•     Отсутствие средств на рекультивацию свалок и полигонов;

•     Рост коррупциогенности в управлении отходами, риск формирования в регионах ОПГ с участием чиновников, принимающих решения в данной сфере;

•     Неконтролируемый монопольный «тихий захват» наибольших объемов ТКО в регионах;

•     Объединение в терсхемах потоков ТКО и промотходов;

•     Недостаточная открытость процедур отбора регоператоров ТКО и т.д.

Выводы:

Реформа управления отходами, в том числе адаптация действующего законодательства к современным реалиям в сфере управления отходами и вторичными ресурсами в России идет медленными темпами и пока не имеет экономически и экологически значимых результатов.

Для создания современной, экологически и экономически эффективной системы управления отходами требуется более жесткая правовая модель координации всех участников рынка отходов на федеральном и региональном уровнях

Предложения:

- Усилить роль и статус Межведомственной комиссии по реформе управления отходами при Правительстве РФ. Рассмотреть вопрос о создании Национального государственного комитета по управлению отходами в составе Правительства РФ. При отказа от данного предложения закрепить за Минприроды РФ все функции и полномочия в части обращения с отходами производства и потребления, включая ТКО;

- В целях взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, управляющих кампаний, населения, предприятий-производителей продукции, субъектов экологического предпринимательства, общественных и иных некоммерческих объединений в сфере обращения с отходами внести предложение губернаторам субъектов федерации о создании и обеспечении деятельности госкомитетов или агентств по управлению отходами.

- С целью вытеснения из рынка отходов недобросовестных криминальных предприятий и поддержки экологических предпринимателей, внедрения в правоотношения по обращению с отходами механизма дополнительной материальной ответственности членов специализированных СРО за выполнение договорных обязательств и нанесение возможного вреда третьим лицам (предусмотрено ФЗ «О саморегулируемых организациях») внести соответствующие статьи по саморегулированию в ФЗ «Об отходах производства и потребления»

- Внести в федеральный закон принцип разделения потоков коммунальных и опасных промышленных отходов, межмуниципальный принцип размещения отходов, а также термин «оператор по обращению с отходами производства».

- Организовать проведение государственной и общественной экспертизы скорректированных терсхем по обращению с отходами в регионах.

- Включить в состав комиссий по проведению аукционов по отбору регоператоров ТКО в регионах представителей Росприроднадзора, Роспотребнадзора, ФАС, а также общественных объединений и саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами.

- Согласно «Стратегии экологической безопасности в РФ на период до 2025 года" разработать и ввести в действие показатели эффективности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами.

- Организовать реальный учет образования и движения опасных промотходов на уровне муниципалитетов.

- Внести в подзаконные нормативные правовые акты федерального и регионального уровней конкретные правовые нормы, устанавливающие порядок государственной поддержки субъектов предпринимательства, внедряющим инновационные импортозамещающие и импортоопережающие технологии в сфере обращения с отходами;

В целях повышения эффективности общественного экологического контроля за управлением отходами рекомендовать Государственной Думе РФ:

- Внести в ст. 9 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» дополнение в части отнесения к субъектам общественного контроля граждан и общественных объединений.

- Просить Минприроды РФ направить в Росприроднадзор инструктивное письмо об обязательности размещения на сайтах УРПН заключений государственной экологической экспертизы по проектам, связанным с обращением с отходами, а также о порядке рассмотрения заключений общественной экологической экспертизы по указанным проектам

Рекомендовать Государственной Думе РФ:

Ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнить ст.12.1. «Отходы, не приемлемые для полигонов», вводящей требования к объектам размещения отходов.

Ст. 12.1. Отходы, не приемлемые размещения на полигонах:

1) Запрещается принимать для захоронения на полигонах следующие отходы:

- жидкие;

- отходы, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными или огнеопасными;

вступающие в реакцию с водой;

- медицинских или ветеринарных учреждений, которые могут быть инфицированными;

Перечень видов отходов, захоронение которых запрещается на полигонах, устанавливается Правительством Российской Федерации

2) Запрещается смешивание отходов в целях выполнения критериев приёма.

3) Местные исполнительные органы власти организуют мероприятия по сокращению захоронения биологически разлагаемых отходов, включая меры по их рециклингу, компостированию, производству биогаза и (или) использованию в целях производства продукции или энергии.

Рассмотреть возможность внесения изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» гарантирующих отсутствие рисков несанкционированного захоронения и/или размещения отходов вне специально обустроенных полигонов, внесенных в региональный перечень рекомендованных полигонов, указанных в лицензиях для транспортных компаний конкретного муниципального образования. 

Текст документа


Обсуждение ()