×
Дайджест

Перспективы рынка искусственного интеллекта в России

Все больше российских компаний внедряют в свой бизнес технологии на основе искусственного интеллекта. Что несут инновации: как позволяют сократить издержки, заработать, улучшить эффективность бизнес-процессы и какие скрытые «подводные камни» содержат для рынка труда и экономики страны в целом? Об этом рассказали эксперты финансово-экономического форума, проходящего 9 и 10 октября в РЭУ им Г.В. Плеханова.

Во вступительном слове ректор РЭУ им Г.В. Плеханова Виктор Гришин, подчеркнул, что изучение возможностей и последствий применения искусственного интеллекта в экономике – одно из важных направлений, которым сегодня занимается Российский экономический университет. На базе вуза созданы лаборатории «Виртуальные цифровые продукты» и искусственного интеллекта.
При этом ректор не согласен с существующими предположениями, что внедрение новых технологий и активная роботизация экономики оставит без работы миллионы россиян.

«Такие опасения беспочвенны. Мы видим, что сегодня в Южной Корее на 10 тыс работающих граждан приходится в среднем 70 роботов. У нас в России – 4. И для того, чтобы выйти на аналогичный уровень производительности труда, цифровизации и роботизации потребуются немало времени и средств. Даже в Китае, где технологии также развиваются стремительно, на 10 тыс работающих приходится около 30 роботов», – привел сравнительные цифры Виктор Гришин.
«Нет проблем, что роботы заменят людей. Рынку потребуется очень много людей. Проблема только в том, что у них нет необходимых компетенций, что потребует серьезного перестроения системы образования. Сегодня же половина нашей деятельности не требует никакой квалификации – это рутина. Искусственный интеллект позволит освободить это время и переопределить его для более продуктивной деятельности, где необходим интеллект человека», – оценила ситуацию с внедрением инноваций

Лариса Малькова, управляющий директор Digital Accenture в России и Казахстане
Дефицит специалистов в сфере информационных технологий, по ее мнению, сейчас просто колоссальный.

«Особенно высоко будет востребован IT-специалист в бизнес-области. Человек, который понимает бизнес компании, ее конкретного направления. Это специалист по клиентскому опыту, который может чувствовать эмпатию к людям и проектировать клиентские пути с помощью новых технологических решений. Сегодня у банков финансовые продукты относительно одинаковые. Но клиенты пойдут туда, где легко, быстро и удобно. Они выбирают клиентский опыт, а не продукт. Такие специалисты будут востребованы» – подчеркнула эксперт.

Технологии искусственного интеллекта позволяют компаниям эффективнее использовать массив данных для апробации бизнес-процессов к новым ситуациям и решениям проблем, с которыми бизнес сталкивался ранее, считает Владимир Потапов, руководитель департамента брокерского обслуживания – старший вице-президент банка ВТБ. Большое развитие в ближайшие годы, по его мнению, ИИ-технологии получат в сфере управления финансами.

«Будущее – за инвестициями. Через десять лет мы придем к тому, что инвестиции будут составлять 80% портфеля наших накоплений. Но чтобы инвестиции стали максимально эффективными необходимо использовать искусственный интеллект. Например, специальные приложения – чат-боты. Они позволяют вести виртуальные консультации, заменять колл-центры и операторов, обрабатывать больше информации, чем простой сотрудник, и самообучаться на базе вопросов от пользователей. Виртуальные консультанты не подвержены эмоциям и предоставляют клиентам объективную и прозрачную информацию по формированию и управлению инвестиционным портфелем, что позволяет компаниям повысить доверие со стороны потребителей финансовых услуг. И увеличить число клиентов» – отметил эксперт.

О том, в каких областях бизнеса могут успешно развиваться ИИ-технологии, рассказала Елена Батурова, директор центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк».

«Для того чтобы искусственный интеллект давал результат, необходимы данные. Поэтому инвестируют в ИИ те, кто обладает большим массивом данных. Это поисковые системы в Интернете; компании-платформы, которые предоставляют огромный пласт товаров и услуг. И третья группа – финансовые институты, банки. Почему банки – это транзакции. И если системе, которая владеет поисковыми запросами, еще нужно собрать достаточно большой объем информации, то после того, как появились технологии, позволяющие расшифровать и проанализировать любой чек по транзакции в магазине, банк может сформировать цифровой профиль пользователя гораздо точнее, чем кто-либо другой», – рассказала специалист.

«Банки уже собирают цифровой профиль банковского клиента и считают, что он будет лучше, чем тот, который собирает Минкомсвязи РФ, – добавилТимур Антов, заместитель генерального директора группы компаний «Программный Продукт». – И действительно, данные банковского профиля позволят банкам более точно определить риски, связанные с невозвратом кредита. Но когда кредит будет брать пенсионер, инвалид, ему банк сразу поставит заградительный барьер, потому что у них риски большие. Вот к чему могут привести последствия многих цифровых проектов».

По словам эксперта, благодаря ИИ новации в банковском бизнесе перестали восприниматься только как атрибут деятельности футуристических финтех-компаний. Банки почувствовали себя увереннее и сегодня многие с успехом используют ИИ для повышения эффективности деятельности, снижения затрат и улучшения качества сервисов для клиентов.

К примеру, платформа RPA уже сегодня может выполнять всю техническую работу, которую делают офисные сотрудники: робот в состоянии закрывать и открывать приложения, пользоваться системой электронной почты, создавать и перемещать файлы и папки, эмулировать нажатие кнопок, заполнять таблицы, обрабатывать кредиторскую задолженность. При этом робот может безошибочно выполнить эти действия в 15 раз быстрее человека. Таким образом ИИ-платформа позволяет автоматизировать до 80% рабочих процессов банков. 

К числу наиболее зрелых банковских решений с ИИ сегодня, по оценкам эксперта, относятся интеллектуальные чат-боты в системах фронт-офиса и средства успешной борьбы с мошенничеством (фрод-мониторинг)

Примеры эффективного использования ИИ в российском бизнесе и государственном секторе привел Богдан Загребельный, директор по разработке программного обеспечения Группа комапаний Теллур.

Так в «Райфайзенбанке» ИИ-решения позволили выстроить систему по предсказанию спроса на снятие наличных в банкоматах и сократить загружаемые суммы при сохранении уровня доступности. Как результат – издержки, связанные с пополнением банкоматов и изъятием из оборота лишних средств, снизились на 15%. «Сбербанк» разработал интеллектуальную систему защиты клиентов от некорректных действий, вызванных недостаточным знанием правил кибербезопасности, что позволило в 2018 году выявить мошеннических операций на сумму более 32 млрд руб.

Ритейлеру «М.Видео-Эльдорадо» ИИ-решения позволили решить задачу оптимизации и контроля работы первой линии техподдержки, которая находится на стороне аутсорсинговой компании. В результате затраты на услуги технической службы могут снизиться на 10 млн руб в год, если все пользователи начнут уточнять статус своих заявок через чат-бот. Компании «Сибур» ИИ-технологии позволили повысить эффективность обслуживания оборудования и снизить количество аварийных остановок на 80%.

На государственном уровне ИИ, по мнению эксперта, может применяться в частности в системе здравоохранения  – для выявления случаев нарушения или мошеннических действий со стороны сотрудников больниц, страховых компаний связанных с использованием средств ФОМС. Применение таких решений, как показывает практика, позволяет увеличить количество выявленных дефектов в отчетной документации об оказанных страховых медицинских услугах в 3-4 раз на общие суммы в миллиарды рублей.
«Очень скоро вы увидите применение ИИ в недвижимости и цифровизацию строительной индустрии. Сейчас кочевые игроки этого рынка ведут активную работу – взращивают внутренние стартапы и инвестируют в технологии», – подытожил Богдан Загребельный.