Дайджест

Российские школьники — лучшие по чтению в мире

0  

Россия  подтвердила  свое  лидерство  и  заняла  1  место  в  международном  исследовании  читательской грамотности PIRLS.  

Сегодня  были  опубликованы  результаты  международного  исследования  читательской 
грамотности  PIRLS  -  Progress  in  International  Reading  Literacy  Study.  Российские 
четвероклассники  заняли  в  нем  первое  место,  набрав  581  балл.  Это  на 13  больше,  чем 
результат  прошлой  волны  исследования  в  2011  году.  При  этом  российские  школьники 
серьезно  опередили  в  рейтинге  другие  страны,  такие,  как  Сингапур,  Китай  (Гонконг)  и 
Финляндия - признанных мировых лидеров в сфере образования. 

В  целом,  в  России  стало  больше  хорошо  читающих  школьников.  В  2001  г.  примерно 
одинаковая доля четвероклассников оказалась “по обе стороны баррикад” - 4% не смогли 
преодолеть порог среднего уровня грамотности и только 5% оказались на продвинутом. 
Но к 2006 году почти в четыре раза выросла доля продвинутых читателей - до 19%. При 
этом  низкий  уровень  показали  только  2%  четвероклассников.  В  2011  г.  ситуация 
практически  не  изменилась,  а  в  2016  г.  наивысшего  уровня  читательской  грамотности 
достигли  уже  26  процентов  учащихся  четвертых  классов.  Среднего  уровня  в  чтении  не 
смог достичь лишь 1 процент учеников. 

Однако  последняя  волна  исследования  говорит  о  том,  что  дети  стали  несколько  хуже 
читать  при  поступлении  в  первый  класс  по  сравнению  с  предыдущей  волной.  Доля 
первоклассников с хорошими навыками чтения осталась прежней, при том, что выросла 
доля  детей,  которые  читают  плохо.  Но  несмотря  на  то,  что  уровень  чтения 
первоклассников  снижается  в  течение  последних  11  лет,  результаты  России  в  PIRLS 
растут.  Это  может  говорить  о  том,  что  к  4  классу  школа  выравнивает  детей  по 
читательской грамотности и подтягивает отстающих. 

В то же время родители достаточно активно вовлекаются в обучение детей в дошкольный 
период. Если в 2001 г. 7%  родителей никогда не занимались с детьми чтением, то в 2006 
г.  -  4%,  а  в  2011  и  2016  -  1%.  Но  доля  родителей,  занимавшихся  чтением  часто, 
практически не растет - после всплеска активности в 2006 году произошло снижение доли 
таких родителей. К 2016 г. треть родителей отмечала, что занимались с детьми до школы 
иногда, а две трети - что часто.  

Такой  тренд  на  высокую  родительскую  вовлеченность  -  то есть, активное участие в 
развитии  и воспитании ребенка  -  отмечается  и  в других исследованиях. Более  того, это 
может говорить о более ответственном подходе к родительству и воспитанию: взрослые 
осознают важность чтения и занимаются им с детьми, даже если сами мало интересуются 
книгами. 

Кроме того, изменилось и отношение родителей четвероклассников к чтению - в четыре 
раза  выросла  доля  тех,  кто  не  любит  читать,  по  сравнению  с  2001  г.  Родителей  же, 
любящих читать, стало в два раза меньше - 25% в 2016 году против 51% в 2001. Начиная с 
2011 г. преобладает средний интерес к чтению - читают иногда две трети родителей. 

Обсуждение ()