Россия подтвердила свое лидерство и заняла 1 место в международном исследовании читательской грамотности PIRLS.
Сегодня были опубликованы результаты международного исследования читательской
грамотности PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study. Российские
четвероклассники заняли в нем первое место, набрав 581 балл. Это на 13 больше, чем
результат прошлой волны исследования в 2011 году. При этом российские школьники
серьезно опередили в рейтинге другие страны, такие, как Сингапур, Китай (Гонконг) и
Финляндия - признанных мировых лидеров в сфере образования.
В целом, в России стало больше хорошо читающих школьников. В 2001 г. примерно
одинаковая доля четвероклассников оказалась “по обе стороны баррикад” - 4% не смогли
преодолеть порог среднего уровня грамотности и только 5% оказались на продвинутом.
Но к 2006 году почти в четыре раза выросла доля продвинутых читателей - до 19%. При
этом низкий уровень показали только 2% четвероклассников. В 2011 г. ситуация
практически не изменилась, а в 2016 г. наивысшего уровня читательской грамотности
достигли уже 26 процентов учащихся четвертых классов. Среднего уровня в чтении не
смог достичь лишь 1 процент учеников.
Однако последняя волна исследования говорит о том, что дети стали несколько хуже
читать при поступлении в первый класс по сравнению с предыдущей волной. Доля
первоклассников с хорошими навыками чтения осталась прежней, при том, что выросла
доля детей, которые читают плохо. Но несмотря на то, что уровень чтения
первоклассников снижается в течение последних 11 лет, результаты России в PIRLS
растут. Это может говорить о том, что к 4 классу школа выравнивает детей по
читательской грамотности и подтягивает отстающих.
В то же время родители достаточно активно вовлекаются в обучение детей в дошкольный
период. Если в 2001 г. 7% родителей никогда не занимались с детьми чтением, то в 2006
г. - 4%, а в 2011 и 2016 - 1%. Но доля родителей, занимавшихся чтением часто,
практически не растет - после всплеска активности в 2006 году произошло снижение доли
таких родителей. К 2016 г. треть родителей отмечала, что занимались с детьми до школы
иногда, а две трети - что часто.
Такой тренд на высокую родительскую вовлеченность - то есть, активное участие в
развитии и воспитании ребенка - отмечается и в других исследованиях. Более того, это
может говорить о более ответственном подходе к родительству и воспитанию: взрослые
осознают важность чтения и занимаются им с детьми, даже если сами мало интересуются
книгами.
Кроме того, изменилось и отношение родителей четвероклассников к чтению - в четыре
раза выросла доля тех, кто не любит читать, по сравнению с 2001 г. Родителей же,
любящих читать, стало в два раза меньше - 25% в 2016 году против 51% в 2001. Начиная с
2011 г. преобладает средний интерес к чтению - читают иногда две трети родителей.