Вы смотрите по ТВ футбольный матч Лиги чемпионов и решили в перерыве сгонять на кухню за бутербродом с чаем. Но неожиданно для себя задерживаете взгляд на экране, а там — реклама! Часто до этого вы обращали свое внимание на случайно подвернувшийся рекламный ролик товара, который вам явно не по карману, или, наоборот, даром не нужен? Чем именно этот ролик выделяется из общего потока навязчивых уговоров что-то купить, где-то заказать, куда-то поехать? Да Вы еще и досматриваете его до конца. Почему? Да потому, что он классно снят!
Посмотрите ролики, расположенные здесь: https://videozayac.ru/syemka-reklamnykh-rolikov/ Каждый из них чем-то цепляет. Что же нужно, чтобы снять подобный шедевр?
Процесс съемки рекламного ролика
Сценарий
Если хотите снять рекламный шедевр, начинать надо от печки. Без гениальной идеи вы потратите свои деньги или деньги вашего клиента впустую. Естественно, чаще всего бывает, что бюджет, отведенный на производства ролика, ограничен заказчиком. Он готов платить за профессиональную «навороченную» камеру, известного режиссера, звезду в главной роли, но сюжет хочет получить в придачу. Или еще хуже, придумать сам. Вам придется либо объяснять, что скупой платит дважды и экономить на креативе нельзя, либо искать другого заказчика.
Идеи стандартных сюжетов можно клонировать как по шаблону: герой ролика решает свою проблему с помощью рекламируемого продукта, финальный кадр в виде пэкшота, слоган «покупай или проиграешь». Ролик готов, распишитесь в получении!
Если надо снять рекламный ролик, который зритель не захочет переключить, тогда другое дело. Генерация идеи и написание увлекательного сценария — самый сложный и длительный этап производства видеорекламы. Дальше начинается непосредственно процесс съемки. Либо в студии, либо с выездом на площадку. Процесс кропотливый, но у слаженной съемочной команды должен быть отточенный.
Режиссер и съемочная группа проекта
Выбор режиссера и каждого участника съемочного действия непосредственно сказывается на том, что в итоге увидит на экране зритель. Для получения нужного результата к процессу привлекается множество специалистов. Нужно обсудить и понять, как будут выглядеть, откуда и куда двигаться персонажи ролика. Какие объекты должны находиться в кадре, а присутствие которых не допустимо. Имеет значение любая мелочь, вплоть до стиля одежды героев и деталей интерьера. Серьезный съемочный процесс не допускает неточностей. Еще до начала съемки необходимо четкое представление каждого кадра будущего произведения. Для этого нужна качественная раскадровка. Это основа будущих съемок. Это позволяет увидеть, как в последующем будут монтироваться между собой кадры, сколько времени потребуется на ту или иную сцену. Эту задачу выполняет художник.
В качестве специалиста, ответственного за непосредственно процесс съемки, многие очень любят приглашать операторов с приставкой кино-. Кто бы что бы не говорил, но кино характеризуется большей экспрессией, в отличии от видеопродукции. Естественно, кинооператор в большей степени владеет этой совокупностью художественных средств, что и находит отражение на качестве финальной картинки. Как не странно, но обычный зритель, не зная всех этих нюансов, тем не менее видит разницу. А нюансов предостаточно. И кинооператор, и его коллега из видеоцеха знают, например, законы композиции кадра. Только видеооператор выбирает рамкой объектива картинку, а киношник создает свою реальность. Для этого нужен хороший свет, т. е. набор оборудования и плюсом к нему осветитель со стопроцентным зрением. В кадре должно быть движение — это рельсы, тележка, кран и тот, кто этим управляет.
Обычно группа для съемки рекламного ролика включает в себя 15-20 человек и определяется выбранным сюжетной линией и технологией съемки.
Съемочная локация и реквизит
Заказчик, несомненно, хочет видеть в своей рекламе картинку «как в кино». На качестве съемки в значительной степени сказывается правильный выбор локации. Попробуйте уместить в «хрущевке» или в гараже съемочную группу с оборудованием и светом и получить при этом красивые кадры. Если позволяет сценарий, практикуется арендовать место для съемок. Выезды съемочной группы «на натуру» непосредственно сказываются на бюджете. Иногда дешевле получается смастерить нужную локацию в павильоне.
Съемочный реквизит тоже не бывает бесплатным. Все что появляется в кадре: машины, исторические костюмы героев, футуристические элементы интерьеров - стоит немалых денег. Редко, но бывают случаи, когда локацию и реквизит предоставляет заказчик.
Съемочное оборудование
Для создания качественной картинки должно использоваться только профессиональное кинооборудование.
Камера
Наибольшую популярность среди операторов продакшн студий завоевали камеры производителей ARRI и RED. Они являются образцом надежности и характеризуются высоким качеством отснятого материала в формате RAW. Под этим термином понимают «сырой» слепок с матрицы камеры. Изображение в формате RAW представляет собой массив необработанных данных. Это позволяет на этапе постпродакшна вносить серьезные изменения и исправлять ошибки съемки, не ухудшая исходного качества кадра. При необходимости при конвертации можно подправить экспозицию или баланс белого, исправить искажения объектива или применить виньетирование. В результате получаются кадры как бы с иными параметрами съемки.
Первая камера в линейке ARRI - Alexa Classic всегда была и остается востребованной. Она является основой для модульной системы, которая постоянно обновляется и совершенствуется. Камера проста в эксплуатации, надежна в самых экстремальных условиях и достаточно универсальна.
Камеры RED обеспечивают потрясающее разрешение и качество изображения с потрясающим разрешением - в 17 раз больше, чем в HD, и в 4 раза больше, чем в 4K. Сегодня аппараты RED обладают повышенной производительностью в условиях низкой освещенности или в тени. Качество изображения видеокамер RED не уступает качеству кинопленки.
Оборудование для движения камеры
Для создания движения в кадре используют множество инструментов. Краны и операторские тележки, рельсы, квадрокоптеры, сегвеи и даже вертолеты. Сцены погони, например, не получится красиво снять без «русской руки». Этот операторский кран мобильного базирования RUSSIAN ARM предназначен для проведения сложных постановочных съемок, связанных с использованием автотранспорта, мотоциклов, катеров, поездов и т. д.
Осветительные приборы
Количество света зависит от локации, времени суток и сценария. В одном случае потребуется 10 квт света и пара осветителей, в другом - 50 квт, бригада осветителей и фура спецтехники.
Оборудование для спецэффектов
Сюда входят генераторы дыма и тумана, оборудование, которое создает снег, дождь, ветер и другие эффекты. В процессе кинопроизводства съемочная группа неминуемо столкнется с возникновением бликов. Противостоять этой проблеме поможет специальное средство – спрей-антиблик. Искусственная пыль и паутина присутствуют во многих фильмах, особенно они востребованы в сценах мистики и ужасов. Иногда может пригодится даже бутафорская кровь.
Постпродакшн
Это комплекс работ, которые проводятся после завершения съемок рекламного ролика. Самый затратный и трудоемкий этап. Важность процесса трудно переоценить, так как его результатом является полностью готовый продукт.
Включает в себя следующие виды работ.
- Монтаж видеоряда. Это процесс сортирования удачных дублей и их склейки. Обычно сначала делается предварительный черновой монтаж, чтобы каждый участник съемочного процесса мог внести свои коррективы.
- Цветокоррекция. Профессиональные камеры снимают картинку в RAW формате. Цветовая палитра финального материала помогает создать атмосферу происходящего действия в соответствии с задумкой авторов. Развлекательный сюжет будет в ярких тонах, мелодрама в приглушенных, а триллер в угрюмых оттенках.
- Работа со звуком. Сложный, кропотливый и очень ответственный этап. По техническим причинам практически на съемочной площадке невозможно записать качественный звук. Звук, конечно, пишется, актеры разговаривают, но чистовая фонограмма сводится в студии звукозаписи. Некоторая информация может озвучиваться закадровым голосом диктора. Отсутствие нужных звуковых эффектов и шумов во время съемки в декорациях требует дополнительного наложения специфического звукового ряда. Необходимость музыкального сопровождения согласно замыслу режиссера добавляет еще одну звуковую дорожку в общую полифонию. Приходится проводить мастеринг и сведение звуковых дорожек.
Особняком можно выделить композитинг или компоузинг. Это компоновка единого изображения путем многослойного монтажа с применением мощных компьютеров и специализированного программного обеспечения. Сюда можно отнести наложение титров, создание визуальных спецэффектов, совмещение реального видео и рисованных мультипликационных или трехмерных персонажей, и т.п.
Неправильно считать компоузинг аналогом монтажа. Линейный монтаж, по сути своей, это стыковка элементов отснятого видеоматериала в единую последовательность кадров. Тогда как, компоузинг – это процесс создания единого изображения путем наложения слоёв. В качестве примера можно привести популярный «хромакей», который заключается в совмещение съемки на фоне зеленого экрана и компьютерного объекта.
Современный компоузинг может иметь несколько десятков наслоений, а в профессиональном кино особо зрелищные сцены состоят из сотен слоев. Задача специалиста по компоновке заключается не просто в совмещении слоев, но и в создании удивительного и в тоже время естественного изображения.
Чтобы сделать картинку в видео привлекательнее, у профессионалов есть ряд приемов:
- необычные ракурсы и планы;
- игра света и различные спецэффекты;
- расположение героев в кадре.
Существуют и другие интересные способы упростить съемку, сохранив при этом качество видео.
Съемка ролика - это сложный производственный процесс. Участие профессионалов высокого уровня на каждом его этапе является залогом результата — качественной рекламы, которая Вам нужна.