Дайджест

Волатильность цен на авиабилеты: что делать обычным пассажирам

 

Зимой в СМИ развернулась масштабная дискуссия о ценах на авиабилеты, в которой участвовали главы крупнейших авиакомпаний России, аналитики и эксперты, агентства и официальные органы.

“Авиаиндустрия отличается крайне низкой маржинальностью при невероятно огромных оборотах финансовых средств. Везде, где речь идет о больших деньгах идут большие споры и это не удивительно”, – говорит стратегический аналитик Купибилета Андрей Лукашевич.

“Не стоит исключать, что причиной является стимулирование продаж перед новогодними праздниками: искусственно создается ощущение, что “нужно срочно покупать”. Если говорить предельно просто: любая активизация обсуждения цен на авиабилеты объясняется усиливающейся конкуренцией между всеми игроками рынка, не только между авиакомпаниями, и борьбой за клиента и пассажира”, – отмечает аналитик по ценам на авиабилеты Александр Сапожников.

Правда ли, что цены стремительно растут

“Все последние сравнения цен с 2018 годом, где большинство агентств отмечает рост цен на билеты, не такой уж большой, чтобы называться даже  “значительным”. Другой наблюдаемый нами факт: погоня авиакомпанией за экономией. Цены могут оставаться и почти на прежнем уровне, но может, к примеру, меняться набор услуг в тарифе (например, цена билета может остаться той же, но исчезнет багаж). Поэтому, людям приходится платить больше, если они хотят, как и в прошлом году, лететь по тому же направлению с багажом”, – говорит Александр Сапожников. 

“Неправильно делать выводы, что авиакомпании зарабатывают, руководствуясь исключительно ценами на авиабилеты. Большая часть денег за билет уходит на себестоимость и операционные расходы, которые, по большей части, делаются в иностранных валютах. Поэтому, лично мне не очень понятны попытки просто привязать цену к инфляции, это слишком упрощенная модель ценообразования”, – говорит Андрей Лукашевич.

“Ценовая политика сильно зависит не только от спроса, но и от колебаний курса рубля, причем в обе стороны, ведь топливо дорожает при изменении цены на нефть в любую сторону. А топливо – первая строка затрат в структуре себестоимости авиаперевозок. Большинство авиакомпаний балансирует на грани рентабельности и очень часто зависимы от внешней денежной подпитки (дотации, кредиты и перекредитование, дополнительные инвестиции). Причем не только российские, это общемировая практика”, – добавляет Лукашевич.

Почему разные компании дают разные данные о колебании цен

У всех разные структуры и отношения с гос. поддержкой. Есть факторы, которые оказывают влияние на всех перевозчиков (цены на керосин и т.д.) но есть какие-то внутренние факторы (о которых мы можем не знать), которые позволяют некоторым авиакомпаниям поднимать цены, а некоторым снижать в рамках различных маркетинговых акций и т.п.

Что делать обычным пассажирам

“Пассажирам советую не обращать внимания на подобные разговоры и “хайп”. Покупайте спокойно тогда, когда определитесь с вашими планами, но не слишком "впритык": цены тем выше, чем меньше осталось свободных кресел, а это как правило ближе к дате вылета. И после покупки советую  не мониторить цены на билет: если окажется, что они подешевели (что бывает крайне редко, обычно если кто-то делает возврат по этому тарифу) – вы расстроитесь сильнее, чем обрадуетесь, если окажется, что они подорожали, это простая психология”, – говорит Лукашевич.

“В первую очередь: не подвергаться влиянию информационного фона и распространенных мифов о ценах, которые поддерживаются “знатоками” авиаотрасли и возникшим из ниоткуда “экспертам”, – советует Александр Сапожников.

Обсуждение ()