О необходимости сдерживания роста цен на строительные материалы власти говорят уже не первый год. Однако сейчас это стало одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, ведь сложно переоценить важность строительного комплекса в текущих непростых условиях. Девелопер Ян Лузин делится своим мнением по этому вопросу.
Как известно, расходы на стройматериалы составляют существенную долю в структуре издержек девелопера: вместе с затратами на строительно-монтажные работы на них приходится до половины от стоимости квадратного метра. Естественно, динамика цен на стройматериалы оказывает прямое влияние на стоимость недвижимости: так, рост цен на новостройки в 2020-2021 годах был вызван, в том числе, удорожанием стройматериалов. К примеру, в 2021 году средняя стоимость стройматериалов выросла в среднем на 25-30%, а некоторых (песок, цемент, арматура) – и вовсе вдвое. Следующий скачок цен наблюдался в конце февраля – начале марта, когда некоторые (прежде всего импортируемые) наименования подорожали на треть.
Власти предлагают сразу несколько мер, направленных на сдерживание роста цен на стройматериалы. Первая – система контроля за их стоимостью. Для мониторинга цен запущена специальная информационная система (ФГИС ЦС), оператором которой выступает Минстрой России. Также планируется создать отдельную систему, благодаря которой можно будет контролировать непосредственно ценообразование на строительные материалы. Кроме того, в рамках своих полномочий контроль ведут антимонопольные органы.
Очевидно, что исключительно контрольных полномочий недостаточно. И здесь важно отметить второй шаг – различные льготы производителям. Так, для металлургов предлагается скорректировать порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых (отвязав его ставку от курса иностранных валют), отменить рентный коэффициент при расчете НДПИ для редкоземельных металлов, повысить экспортные пошлины на лом. Ян Лузин уверен, что подобную практику стимулирования стоит распространить и на другие отрасли: ту же цементную промышленность или промышленность стройматериалов.
Третий комплекс мер – прямые контракты между производителями и потребителями. Это позволяет снизить цены за счет исключения из цепочки разного рода посредников, а также снизить риски, возникающие при высокой волатильности на спотовом рынке. Кроме того, в середине марта руководство Минпромторга достигло договоренностей с крупнейшими металлургами о том, что производители будут придерживаться рекомендованных цен, а дистрибьюторы из аккредитованного списка – не будут превышать наценку.
Ян Лузин отмечает, что в целом все эти меры действительно пойдут на пользу отечественному стройкомплексу. Однако мало принять документы, самое главное – реализовать их на практике.