Проектор

Американские санкции угробили латвийский порт

 

Перевалка грузов на терминалах Вентспилсского порта за 7 месяцев этого года сократилась более чем на 40%. Печальный итог рокового стечения обстоятельств: эпидемия коронавируса, аномально теплая зима, переориентация российского транзита. Мы об этом уже рассказывали, но есть еще одна важная деталь. Проблемы у Вентспилсского порта возникли из-за санкций. Американских санкций против Латвии.

Напомню, что в конце прошлого года Управление по контролю за иностранными активами Государственной казны США наложило санкции на мэра Вентспилса Айвара Лембергса и связанные с ним предприятия. Лембергса в народе называют последним олигархом Латвии. Это такой себе полумифический персонаж, который всем вокруг отравляет жизнь. Вот он и оказался в одном ряду с коррупционерами и клептократами, в отношении которых США используют так называемый Акт Магнитского.

Заодно в черный список американцев попал и Вентспилский порт. Чтобы вывести его из-под удара, правительство провернуло целую спецоперацию. Сейм утвердил поправки, согласно которым представители местного самоуправления (в том числе Лембергс) должны покинуть правление Вентспилсского порта. 

Таким же образом был «прихватизирован» еще и Рижский порт. Хотя Лембергс к нему никакого отношения не имел.

Ну да ладно, история вроде закончилась благополучно. Уже в январе санкции против порта были отменены. Но эффект от них чувствуется до сих пор. Как выяснилось, в июне пришло время погашения четырех кредитов по объектам инфраструктуры Вентспилсского порта.

 Денег у предприятия, разумеется, нет, а выдавать ему новые кредиты после истории с американскими санкциями и реформой управления ни один латвийский банк не захотел.

 И Кабмин решил выделять средства из Государственной кассы. По-другому никак.

«До этого за 25 лет у управления Вентспилсского свободного порта не было никаких проблем с получением кредитов. Теперь банки отказываются его кредитовать и требуют вернуть все кредиты. Нужно отдать более 8 миллионов евро. Управление свободного порта их отдать не может. Из-за этого порт не может выполнить взятые на себя ранее обязательства на сумму более 15 миллионов, которые теперь приходится финансировать латвийским налогоплательщикам», — заявляет Лембергс.

А вот откровения управляющего морской гаванью Андриса Пурмалиса: до сих пор у половины предприятий Вентспилсского порта сохраняются проблемы с расчетами. Банки предъявляют им слишком строгие требования. Это, конечно, тоже отголосок американских санкций.

Между тем хваленая реформа управления портом дает первые результаты. К сожалению, неутешительные.

«23 июля Вентспилсская дума получила от белорусских инвесторов письмо с жалобой, что управление свободного порта не выполняет принятые обязательства по отношению к инвесторам. Поэтому они планируют уйти из Вентспилса, перебазироваться в Польшу. Будет закрыт еще один завод. Хотя письмо и адресовано думе, мы ни на что не можем повлиять. Сейчас Вентспилс за шесть месяцев уже лишился трех фабрик. На каждой было до 100 рабочих мест. Не будем забывать, что одно рабочее место на производстве обеспечивает до четырех рабочих мест в сфере обслуживания», — утверждает Лембергс.

Кстати, по его версии, которая кажется наиболее правдоподобной, американцы ввели санкции против Вентспилсского порта по просьбе правительства Латвии. 

Специально для того, чтобы появился хороший повод отжать предприятие — превратить его в государственное общество капитала. Ту же модель навязывают порту Лиепаи. 

Но мэр города Янис Вилнитис выступает против:

«Наша история говорит о том, что ни один инвестор не получен благодаря переговорам между государствами, ни один инвестор не пришел, потому что его нам нашло министерство. Это каждый раз была большая работа именно наших специалистов. И потому очень трудно поверить, что государству будет проще продавать три порта в одном пакете. Всё равно Рига — одна история, Вентспилс — другая, а Лиепая — совсем другая».

Понятно, что управлять тремя портами из единого центра непросто. Зато очень удобно их банкротить. 

А не этим ли занимается правительство Латвии? Схема-то простая: довести предприятие до разорения и отдать его за копейки какому-нибудь эффективному частному собственнику. Возможно, иностранцу. 

В случае с Вентспилсом это вполне возможно. Поживем — увидим.

Читайте также
Порты Латвии умирают без всякого коронавируса
14 мая
Латвийские морские порты обновили рекорды падения грузооборота.
Поезда уходят в море: как спасается Латвийская железная дорога
3 августа
Недавно стало известно, что компания «Латвийская железная дорога» (ЛЖД) собирается… покорять море. Помните, у Хаяо Миядзаки в «Унесенных призраками» был такой морской поезд?
ЕС подтолкнул к краю падающие порты Латвии
31 июля
Министерство сообщения Латвии объявило о прекращении поддержки латвийских портов из бюджета Евросоюза. Брюссель не стал спасать падающие предприятия Латвии — он подтолкнул их к краю, в очередной раз доказав, что ему не нужна развитая экономическая инфраструктура в Восточной Европе.
От морской державы к свалке металлолома: порты Латвии при «оккупантах» и сегодня
21 февраля
Портовая отрасль Латвии пережила расцвет в советский период. В те годы рефрижераторный флот Латвийской ССР был самым большим в Советском Союзе, а Вентспилсский порт — крупнейшим портом СССР по экспорту химической продукции и сырой нефти.
Обсуждение ()
Новости партнёров