Экономика Экономика

Руководство Литвы признало «социальное страдание» жителей страны

Жители Литвы продолжают покидать прибалтийскую республику. При этом для новых эмигрантов экономические факторы становятся даже более значимыми, чем для их предшественников. ВВП Литвы растет, чарующе рассказывают политики, но вместе с ним растут и цены, а главное — увеличивается неравенство. Доходы обеспеченных литовцев сегодня примерно в 18 раз выше, чем бедных. «Социальное страдание», «мучение» — без прикрас описывает ситуацию министр соцзащиты и труда Линас Кукурайтис. Выхода из такого состояния только два: маргинализация (алкоголизм, насилие, суицид) или эмиграция.

Массовый отток населения, подобно вирусу, разъедает социальный организм Литовской Республики, пожирает ее изнутри: рынок труда, экономика и общественная жизнь деградируют. По всей стране наблюдается депопуляция, 45% территории Литвы уже причислены к редко заселенным (менее 12,5 человека на один квадратный километр — прим. RuBaltic.Ru). 

Нездоровое состояние, которое в будущем обещает только ухудшиться. Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам прогнозирует, что скорость убыли населения республики в 2017 году составит 125 человек в день. В течение следующих 15–20 лет к редко заселенным территориям причислят абсолютно всю провинцию, то есть все районные самоуправления, не прилегающие к столице, приходит
к безрадостным выводам научный сотрудник Литовского центра социальных исследований Видмантас Даугирдас. Уехать из Литвы — новая общественная норма, которой руководствуется молодежь.

Видмантас Даугирдас
Профессор факультета экономики и бизнеса Каунасского технологического университета Вилманте Кумпикайте-Валюнене, изучающая миграцию, делит отток населения на четыре волны.
Первый этап — провозглашение независимости и открытие границ, второй — вступление в Европейский союз в 2004 году, третий — «эвакуация» населения в период экономического кризиса 2008 года и четвертый — введение евро в 2015 году.

Переход на единую европейскую валюту обернулся инфляцией, которая ограничивает покупательную способность литовцев. Больше всего в прошлом году дорожали йогурты (14%), почти на 10% «подскочил» ценник на рыбу и морепродукты, на 10% подорожали шоколад, сахар, сливочное масло, молоко. 

Увеличилась стоимость муки, яиц, курятины и субпродуктов. Почувствовав, что обеденный стол пустеет, а на былую зарплату теперь можно позволить себе значительно меньше, жители Литвы снова засобирали чемоданы. Индексы покупательной способности между странами Западной Европы и прибалтийской республикой различаются вдвое — разумеется, не в пользу последней.

В 2015 году из Литвы уехало 40 тыс. человек, в 2016‑м — 50 тыс. В декабре прошлого года страну покинул миллионный литовец с момента вступления в Европейский союз, пишет портал Alfa.lt. «Потоки эмиграции в последние годы почти приравниваются к критическому году третьей волны эмиграции. Четвертая волна эмиграции связана с ростом цен после введения евро. Хотя предпринимаются попытки это отрицать, статистика и опыт людей говорят обратное», — отмечает профессор Кумпикайте-Валюнене.

Вилманте Кумпикайте-Валюнене
Прогнозы безрадостны. По расчетам Eurostat, к середине века в Литве останется менее 2 млн жителей. Прибалтийская республика превратится в страну пенсионеров, в компактный дом престарелых на берегу Балтийского моря. Жители 60 лет и старше составят 40% населения.

Любопытно, что для новейшей, четвертой волны эмиграции из Литвы экономические факторы становятся более приоритетными, чем для предыдущих уехавших. В республике всё хорошо, экономика растет, реальный прибавок ВВП в 2016 году составил 2,2%, и тем не менее 66% новых эмигрантов жалуются на низкие зарплаты — самый высокий процент за все периоды оттока населения из страны. Более 42% «бегущих» сетуют на слишком высокие цены. Для сравнения, лишь 25% эмигрантов первой волны, 29% — второй и 35% третьей волны указывали на значение цен.

Номинально зарплаты литовцев увеличиваются, эксперты рассказывают об экономическом подъеме, но всё это перечеркивает опережающий рост социального неравенства, которое вот-вот достигнет предела. Разрыв между богатыми и бедными жителями Литвы — крупнейший в Европе. Доходы обеспеченных литовцев сегодня примерно в 18 раз выше, чем бедных, свидетельствуют данные Европейского банка реконструкции и развития.

«Страдание», «мучение» — без прикрас характеризует ситуацию министр социальной защиты и труда Линас Кукурайтис.
Линас Кукурайтис

«Мы в Литве мало используем это понятие, но мне кажется, наше общество пронизано социальным страданием, — говорит чиновник. — Социальное страдание, которое мы переживаем в Литве, проявляется в более деструктивных формах, и нам они известны: самоубийство, агрессия, насилие, о котором в последнее время мы много говорим, употребление алкоголя и др. По этим явлениям мы понимаем, что большая часть общества социально страдает». 

Те из литовцев, кто не желает оставаться страдальцем, не собирается мириться с зашкаливающим неравенством, когда покупательная способность падает под чарующие рассказы о растущей экономике, но и не хочет сползать в маргинальность, просто уезжают. Поток покидающих страну не иссякает, за четвертой волной эмиграции последует и пятая, и шестая.