Экономика Экономика

5 советских брендов, которые выжили на Украине

Украинская ССР была высокоразвитой промышленной республикой, которая лидировала во многих отраслях народного хозяйства Советского Союза. На Украине при СССР было создано множество знаменитых брендов. Многие из этих брендов перестали существовать после постсоветской, а затем и майданной деиндустриализации, однако некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня.

«Антонов»

Несмотря на то, что авиационный концерн «Антонов» ныне переживает сложные времена (за последние два года произведен лишь один самолет), данный бренд является одним из наиболее узнаваемых за рубежом (как минимум на постсоветском пространстве) в контексте Украины.

Так, среди авиапарка президента Украины находятся и активно эксплуатируются самолеты Ан-148 и Ан-74.

Ан-225 «Мрия» / Фото: antonov-airlines.com

Существует также авиационная компания Antonov Airlines, выполняющая чартерные рейсы в разных точках земного шара, в том числе по перевозке крупногабаритных грузов. В коммерческой эксплуатации Antonov Airlines находится крупнейший самолет в мире Ан-225 «Мрия». Последним проектом, где был задействован Ан-225, стала перевозка генераторов для электростанций из Чили в Боливию (2018 год). Ан-225 выполнил 12 рейсов, доставляя в ходе каждого груз весом 160 тонн.

К технологиям «Антонова» проявляют интерес Китай, Саудовская Аравия, Азербайджан, пытаясь заполучить техническую документацию и высококвалифицированных специалистов.

«Электрон»

История львовского «Электрона» берет начало с 1918 года, когда во Львове появилась электротехническая мастерская, специализировавшаяся на производстве керосиновых ламп и водопроводных колонок. В 1930 году в мастерской работали 42 специалиста, и она была преобразована в акционерное сообщество «Контакт».

В советские времена «Контакт» преобразовали в Львовский телевизионный завод (ЛТЗ).

В 1968 году телевизоры «Электрон» и «Огонек» первыми в отрасли получили государственный Знак качества. Телевизоры «Электрон» были единственной советской маркой телеаппаратуры, которая экспортировалась в Западную Европу.

В 1970 году на базе ЛТЗ был создан производственный комплекс «Электрон». При СССР на балансе завода находился футбольный клуб «Карпаты».

Телевизор «Электрон» / Фото: festima.ru

В 1990-х «Электрон» переживал непростые времена. Ситуация начала постепенно улучшаться в 2000-х, а в 2011 году на предприятие зашел немецкий капитал и было создано ООО «Совместное украинско-немецкое предприятие "Электронтранс"». Завод специализируется на производстве трамваев, троллейбусов, автобусов, электробусов, которые используются предприятиями коммунального транспорта во многих городах Украины.

Киевский торт

Рецепт и технология Киевского торта были разработаны в 1956 году на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса. Торт пришелся по вкусу советским гражданам, быстро завоевав популярность по всему Союзу.

Именно Киевский торт был одним из подарков от Украинской ССР Леониду Брежневу на 70-летие. Трехъярусное произведение кулинарного искусства состояло из 70 коржей и весило свыше пяти килограммов.

После распада советского союза Киевская кондитерская фабрика имени Карла Маркса перешла в собственность семьи Петра Порошенко и вошла в структуру корпорации Roshen, сохранившей технологию производства Киевского торта.

В эпоху президентства Порошенко в судебных инстанциях развернулась борьба за право использовать данную торговую марку и оригинальные элементы дизайна на коробке. Суды, как нетрудно предположить, зачастую выносили решения в пользу корпорации Roshen Петра Порошенко, вытеснявшего конкурентов с рынка кондитерских изделий.

Киевский торт / Фото: yandex.net

Популярность Киевского торта на сегодняшний день сохраняется практически на всем постсоветском пространстве.

Заметим, оппоненты Порошенко периодически напоминали ему о том, что Киевский торт производства Roshen можно беспроблемно купить в Москве.

После Евромайдана стоимость Киевского торта поднялась пропорционально уровню девальвации национальной валюты (то есть примерно в три раза), сделав продукт куда менее доступным для украинцев. В долларовом эквиваленте большая коробка Киевского торта обходится примерно в 15 условных единиц.

Конфеты «Вечерний Киев»

Конфеты «Вечерний Киев» можно назвать «младшим родственником» Киевского торта. Промышленное производство «Вечернего Киева» началось в 1984 году на Киевской кондитерской фабрике имени Карла Маркса (ныне Roshen). К моменту создания данные конфеты не имели аналогов ни в Советском Союзе, ни за рубежом.

В советское время конфеты «Вечерний Киев» не только были отличным подарком родным, близким или друзьям, но также являлись «знаком благодарности» за оказанную услугу.

Формально рецепт конфет никогда не менялся, незначительные поправки вносились в дизайн коробки, хотя сюжет ее остался таким же, как и в момент создания: вечерний Крещатик, освещенный огнями большого города. Впрочем, вкус конфет ныне, как отмечают многие любители данной марки, ухудшился по сравнению с тем, что было еще лет 15 назад.

Конфеты «Вечерний Киев» / Фото: violity.com

Стоимость конфет «Вечерний Киев» на сегодняшний день составляет $4-6 в зависимости от размера коробки.

Коньяк «Тиса»

Марочный коньяк «Тиса» считают одним из лучших украинских коньяков. Он производится из коньячных спиртов, которые выдерживаются в дубовых бочках более 6 лет. История «Тисы» началась в 1959 году в селе Великие Лазы (Закарпатская область), когда под руководством винодела Эдуарда Михаэльянца была сформирована группа специалистов для создания целой линейки коньяков. Промышленное производство коньяка началось в 1961 году. В 1967 году накануне 50-летия советской власти подарком государству от Ужгородского коньячного завода стал именно коньяк «Тиса».

Марочный коньяк «Тиса» / Фото: vn.ua

«Тиса» — лидер Украины по количеству медалей, в том числе полученных на престижных международных конкурсах (4 золотые медали — 1968, 2003, 2005 годы, 2 Гран-при — 2005, 2007 годы). Стоимость бутылки коньяка объемом 0,5 литра ныне составляет порядка $20.

Читайте также
7 ноября 2019
За четыре года после того как правительство Арсения Яценюка разорвало прямое авиасообщение между Украиной и Россией, а также остановило авиационный транзит между странами, гражданская авиация Украины пришла в упадок.
30 октября 2019
Грузовики-лесовозы, доверху набитые латвийской сосной, часто можно встретить на прибалтийских дорогах. Увозят их в нескольких направлениях — Германия, Швеция и Польша. Из латвийской высококачественной древесины производят мебель, строят дома.
23 октября 2019
В годы нацистской оккупации Латвия была демонстративно-показательно деэлектрофицирована. Гитлеровцы уничтожили электростанции оккупированной республики и оборвали линии электропередач.
15 октября 2019
Индустриализация на территории будущей Латвии началась со строительства в 1880-х годах в Либаве металлургического завода, который сегодня известен как «Лиепайский металлург».