Экономика Экономика

Транзитная отрасль Литвы растеряла литовских водителей

Сериал с разрушением автомобильного транзита Литвы вследствие политики, проводимой самой Литвой, получил продолжение. Национальная ассоциация автомобильных перевозчиков попросила у правительства Литвы увеличить квоту на водителей-иностранцев, которым разрешена работа дальнобойщиками в литовских компаниях. Дальнобойщиков-литовцев в Литве критически не хватает. Квалифицированные водители массово эмигрируют из страны.

«Мы просим ответственные учреждения в срочном порядке решить эту проблему [нехватки водителей] и предоставить дополнительные квоты для трудоустройства граждан третьих стран, которые хотят приехать на работу в Литву. Неспособность нанять водителей вынудит водителей нарушить свои договорные обязательства перед покупателями по доставке товаров, им придется платить штрафы и в конечном итоге прекратить работу», — заявил президент Национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Литвы Linava Ромас Аустинскас.

Соответствующую просьбу Linava в письменном виде направила министру транспорта и коммуникаций Литвы Марюсу Скуодису. В обращении указывается, что по действующим квотам в Литве до конца года можно принять на работу 11 600 водителей-иностранцев, однако на сегодняшний день уже трудоустроено больше девяти тысяч иностранных водителей.

Если квоты на иностранцев не расширить или, еще лучше, вообще отменить, литовский автомобильный транзит остановится, потому что стране не хватает водителей: литовские дальнобойщики массово эмигрируют.

Почему эмигрируют? Помимо общих для всех граждан Литвы социально-экономических причин на то есть свои специфические, корпоративные причины. Осенью 2019 года правительство Литвы принудило транспортные компании к повышению зарплат водителям большегрузных машин.

Благое намерение улучшить жизнь дальнобойщиков привело литовский Минтранс к учреждению так называемого «пакета мобильности», предусматривающего повышение тарификации посуточной оплаты труда водителей, дополнительное страхование, увеличение продолжительности их отдыха при длительных переездах и прочие меры по улучшению их условий труда.

Литовские чиновники не получили бы от транспортников ничего, кроме искренней благодарности за такую заботу, додумайся они одновременно поддержать транспортные компании, которым резко усилили социальную нагрузку при оставшихся прежними бюджетах. Однако в правительстве Литвы до таких элементарных вещей не додумались.

В результате автотранспортную отрасль Литвы настиг кризис, десятки тысяч литовцев столкнулись с угрозой потери рабочих мест, а фирмы-перевозчики стали дружно уходить из страны.

За месяц после введенных Минтрансом новых трудовых норм из Литвы уехало более 60 транспортных компаний. Экстренно организовывались парламентские слушания, созывались круглые столы, политики называли сложившуюся на рынке ситуацию угрозой национальной безопасности, но никаких системных решений принято не было.

В 2020-м году по литовскому транзиту дополнительно ударила еще и пандемия коронавируса. К началу нынешнего года Литва потеряла уже 115 транспортных компаний, а государственный бюджет понес 45 миллионов евро убытков. Никакой работы над ошибками реформы автоперевозок 2019 года за это время сделано не было, поэтому литовские транспортники продолжили уезжать из страны.

«Все больше транспортных компаний стремится продолжить свою деятельность за границей, ища способы выжить с минимальными затратами. Наш бизнес конкурирует с перевозчиками из Польши, Болгарии и Румынии, где условия для роста бизнеса намного более благоприятны», — описывал ситуацию тогдашний президент Linava Ромас Остинскас.

По нынешнему сюжету видно, что оставшиеся в Литве компании-перевозчики нашли решение проблемы. Брать на вакансии дальнобойщиков-иностранцев — вот и весь фокус.

У дальнобойщиков — граждан Литвы не остается иного выхода, кроме эмиграции из страны.

Они так и так останутся в Литве без работы, потому что работодатель либо будет их увольнять, либо сам разорится.

И вот теперь компании-перевозчики просят отменить квоты на трудоустройство дальнобойщиков-иностранцев. Вероятно, их просьба будет удовлетворена: не станет же руководство Литвы доводить ситуацию на рынке автоперевозок до коллапса?

На одном таком простом примере видно, отчего происходит вымирание Литвы.

Литовцы массово эмигрируют из родной страны, потому что Литовское государство всерьез об их проблемах не думает.

Решил рынок проблему, сам себя отрегулировал, начал брать на работу вместо литовцев украинцев? Ну и прекрасно, не будут нас отвлекать от подлинно важных дел: визитов в Грузию и Армению, Молдову и Азербайджан с пастырскими проповедями о демократических ценностях и правах человека.

Было бы оптимально, если бы эти литовцы вообще не путались под ногами, а только платили налоги и переводили деньги из-за рубежа на реализацию «принципиальной политики ценностей». А сами бы помалкивали.

Нам надо «сдерживать Россию» и «продвигать демократию». Не до литовцев и не до Литвы.


Читайте также
12 мая 2021
Борьба с Белорусской атомной электростанцией обернулась для Вильнюса нелепым экономическим конфузом: утвержденная Латвией и Эстонией новая методология торговли электроэнергией с третьими странами не ограждает Прибалтику от «опасного» электричества и способствует росту тарифов в Литве.
6 апреля 2021
Проект внешнего глубоководного порта в Мелнраге не будет развиваться как минимум ближайшие десять лет. Потому что Литва умудрилась поругаться и с Китаем, который мог проспонсировать эту стройку, и с Беларусью, которая была гарантом стабильности Клайпедского порта, и с Россией, которая тоже когда-то направляла свой транзит на Литву.
8 апреля 2021
Объемы транзита белорусских нефтепродуктов через порты Ленинградской области превышают запланированные примерно на 25%. Москва и Минск не просто сотрудничают в сфере грузовых перевозок, а создают новый международный транспортный коридор.
23 апреля 2021
Возобновление американских санкций против девяти белорусских предприятий грозит ударить по Клайпедскому порту. Прибалтийская республика уже теряет транзит белорусских грузов, и недавнее решение Госдепа США обещает ускорить этот процесс.