Экономика Экономика

Борцы с «советской оккупацией» в Литве оставят без аэропорта Вильнюс

Минтранс Литвы хочет снести Вильнюсский аэропорт, поскольку он устарел и, вообще, наследие «советской оккупации». Заход про «оккупацию» означает, что у самой Литвы денег на новый аэропорт нет, и она рассчитывает получить их из структурных фондов ЕС для постсоциалистических стран Восточной Европы. Получит ли — большой вопрос, учитывая, какая напряженность сейчас в ЕС с деньгами, солидарностью и интересом к Восточной Европе. Может статься, что литовские власти вовсе оставят Вильнюс без аэропорта: старый снесут, а на новый не найдут денег.  

«Мне кажется, настало время прямо сказать, что здание советского оккупационного периода не отвечает имиджу современной Литвы и не выполняет те функции, которые нужны современному аэропорту. На месте этого здания должно появиться новое, современное», — заявил на днях министр транспорта Литвы Марюс Скуодис.

Речь об аэропорте столичного Вильнюса, основное здание которого было построено в 1954 году и является памятником сталинского ампира. Второй терминал аэропорта строился в 1980-е годы и был открыт для эксплуатации уже после выхода Литвы из состава СССР. Третий терминал Вильнюсского аэропорта Литва получила уже в составе ЕС.

Теперь правительство Литвы говорит, что столичный аэровокзал износился материально и морально, поэтому «наследие оккупации» нужно снести, а на его месте построить новые современные «ворота страны», которые будут соответствовать европейскому выбору Литвы. 

Спрашивается, к чему было приплетать к обычному инфраструктурному проекту идеологию и вместо простых слов о том, что старые терминалы и взлетно-посадочные полосы аэропорта нуждаются в замене, замешивать густую квашню про «советскую оккупацию» и имидж Литвы? Зачем Марюс Скуодис выставляет себя на посмешище?

Ведь если сносить Вильнюсский аэропорт как «наследие оккупации», тогда надо сносить и здание Сейма Литвы, и Дом правительства. Они тоже построены во времена «оккупации».

Да чего уж там!

Сам город Вильнюс как столица современной Литвы — это «наследие оккупации», и его в этом качестве следует либо тоже снести, либо вернуть назад Польше.

Это будет дословным следованием литовской официальной идеологии. Она ведь осуждает Пакт Молотова — Риббентропа и считает последовавшие изменения границ в Восточной Европе его прямым следствием. А вхождение Вильнюса в состав Литвы — это прямое следствие Польского похода Красной армии, Договора о взаимопомощи между Москвой и Каунасом и ввода в Литву советского военного контингента.

Так чего же глава Минтранса Литвы так позорится? Просто по глупости? Нет, это слишком поверхностное объяснение. Все куда более тонко.

Литва не привыкла реализовывать инфраструктурные проекты за свои. В советские годы дороги, вокзалы и аэропорты ей строили «оккупанты», а последние 16 лет строит Европейский союз. Инфраструктура, строительство — это те сферы, в которых в первую очередь крутятся дотации из структурных фондов ЕС.

Заход про «наследие оккупации» означает, что своих денег на строительство нового столичного аэропорта у Литвы нет, и правительство традиционно намерено выпрашивать их у Брюсселя.  

При чем тут «оккупация»? При том, что структурные фонды ЕС (Фонд сплочения, Фонд регионального развития и прочие) создавались для преодоления инфраструктурного отставания бывших социалистических государств и их смычки с остальной Европой. Поэтому, если нужны деньги на ремонт, нужно объяснять брюссельским чиновникам про обветшавшие памятники «советского оккупационного периода».

Другой вопрос, получит ли Литва из фондов ЕС необходимые деньги? У Брюсселя последние полтора года совсем все плохо и с деньгами, и с солидарностью, и с интересом к тому, как «Новая Европа» преодолевает последствия социалистического периода.

Да и раньше было ненамного лучше. Игналинскую АЭС Литва закрыла — на новую, «демократическую» АЭС Европа денег ей не дала. СПГ-терминал Independence Литва на свои завезла — Европа финансировать его функционирование отказалась.

Может статься так, что старые терминалы Литва снесет, денег на новый современный аэропорт не найдет и устроит сама себе транспортный коллапс.

И удивляться этому не придется. Ведь у власти сейчас те самые консерваторы, предыдущее правительство которых зарезало курицу, несущую золотые яйца: Игналинскую АЭС. Люди, способные из главного экспортера электроэнергии в регионе превратить Литву в ее главного покупателя, способны и столицу Литвы оставить без аэропорта.

За неимением лучшего результата оправдаются тем, что с «наследием оккупации» зато теперь точно покончено.


Статья доступна на других языках:
Читайте также
21 сентября 2021
Власти Латвии и Литвы уже предупреждают население о неизбежном росте коммунальных тарифов, причем в некоторых случаях это будет рост более чем в полтора раза. Рекордные цены на газ в Европе дополнительно стимулируют протестные настроения в странах Балтии.
23 сентября 2021
Государственным ведомствам Литвы стоит отказаться от использования смарт-устройств китайских производителей Huawei и Xiaomi. Запрет на использование продукции китайских брендов в том или ином виде Литва попытается «протащить» и через Евросоюз.
21 сентября 2021
Работники общественного транспорта в Вильнюсе намерены объявить забастовку и потребовать повышения заработной платы и улучшения условий труда.
21 сентября 2021
Через 30 лет «независимости» Литва все-таки решилась наконец немножко выйти из СССР. Не удивляйтесь: с точки зрения электроэнергетики Литва (вместе с Латвией, Эстонией и Беларусью) как была 30 лет назад в составе СССР, так там и находится. На днях Независимая Литва объявила, что «снижает пропускную способность электросетей на границе с Беларусью». С чего вдруг так? И главное, в чем смысл?