Экономика Экономика

Латвия зарабатывает на склочности руководства Литвы

«Белорусская нефтяная компания» планирует построить новый или купить уже действующий терминал в Риге или Вентспилсе. Партнёр с латвийской стороны получит 30% акций предприятия. В это же время грузооборот литовского нефтеналивного терминала снизился на 34%, связанный с ним Мажейкяйский НПЗ находится на грани банкротства – таков итог различного выстраивания отношений Латвии и Литвы со своими соседями.

Несмотря на укоренившуюся привычку в шутку и всерьёз путать Литву и Латвию, эксперты по балтийским странам знают, что во многих отношениях эти две страны отличаются очень сильно. В частности, это касается отношений с соседями. Литва из четырёх своих соседей рассорилась с тремя – нормальные добрососедские отношения с ней удаётся поддерживать как раз только Латвии. С Россией и Белоруссией межгосударственного диалога практически нет как такового, с Польшей он постоянно прерывается после очередного хамского заявления президента Грибаускайте в адрес Варшавы или традиционного выпада литовских консерваторов в адрес поляков Вильнюсского края.

В результате такой дипломатии при полном отсутствии дипломатичности, Литва только проигрывает экономически и стратегически.

Открытый конфликт Варшавы и Вильнюса, спровоцированный Грибаускайте и консерваторами, поставил под удар создание единой энергетической инфраструктуры Польши и Литвы (электрокабель «LitPolLink» и прочее). В результате вместо реальных возможностей для воплощения своей навязчивой идеи «энергетической независимости» литовское руководство витает в облаках, рассуждая об СПГ-терминале и собственной АЭС (в обоих случаях не понимая, откуда оно, руководство, найдёт деньги на сжиженный газ и на АЭС).

В случае российско-литовских отношений тем более нельзя сказать, что глава литовского государства зарабатывает родной стране на жизнь тем, что сравнивает российского коллегу с Гитлером, предупреждает западных партнёров о готовящейся военной агрессии России и призывает ввести против соседа санкции. Пока что все эти антироссийские истерики оборачиваются косвенными санкциями самой России против Литвы. На официальном уровне Москва, похоже, считает ниже своего достоинства как-то реагировать на выпады литовской стороны, зато на частном уровне то российские компании перестанут импортировать продовольствие через Клайпеду, то экспортёры нефти откажутся иметь дело с Мажейкяйским НПЗ.

В результате российский «Уралхим» под занавес 2013 года открывает в Рижском порту новый терминал по перевалке и краткосрочному хранению сыпучих минеральных удобрений, а внешнеторговый оборот Латвии с Россией за год увеличивается на 20%.

Литовские же портовики, железнодорожники, сельскохозяйственные производители в это же время клянут своё руководство на чём свет стоит за то, что оно своими «геополитическими играми» ставит их под удар.

И нельзя сказать, что у Латвии с Россией отношения дружеские, партнёрские или даже нейтральные (будь так, то Литва бы вдобавок к остальным соседям рассорилась и с Латвией). Латвийская политическая элита тоже настроена антироссийски. Но всё-таки её первые лица знают меру и способны вовремя остановиться. Литовцев же несёт…

Взять хотя бы отношения двух стран с ещё одним общим соседом – Белоруссией. Президент страны Александр Лукашенко неоднократно предупреждал литовских коллег, что если они продолжат свои провокации типа «плюшевых десантов», а также финансирования белорусской оппозиции, её тренингов по «гражданскому неповиновению», то Беларусь ведь может поставлять своё сырье через те же Вентспилс и Ригу. Вместо Клайпеды.

У Латвии с Белоруссией есть совместный приграничный проект – еврорегион «Озёрный край». Литовская столица Вильнюс находится вблизи белорусской границы, и именно белорусы обеспечивают там развитие торгового сектора и сферы услуг. Однако литовской стороне даже в голову не приходит воспользоваться существующей в ЕС практикой и предложить зону малого приграничного движения по аналогии с той, которая действует между Калининградской областью России и польскими воеводствами. Предложения создать аналогичную зону малого приграничного передвижения между Калининградской областью и Литвой, чтобы последняя могла развивать свои депрессивные западные районы через приграничную торговлю и приморский туризм, литовской стороной отвергались даже без обсуждения.

Закономерный итог таких контрастов в отношениях с соседями: в латвийских портах открываются новые грузовые терминалы, а построенные в советское время литовские простаивают без грузов. «Белорусская нефтяная компания» выбирает на роль порта для экспорта своей продукции между Вентспилсом и Ригой, а грузооборот клайпедского нефтеналивного терминала Бутинге падает на треть.

При этом от хороших отношений с соседями Литва могла бы выиграть не меньше, а то и больше, чем Латвия.

Хорошие отношения с Польшей могли бы ей дать пресловутую энергетическую независимость от России, раз уж в Литве так упёрлись в своём категорическом нежелании покупать энергопродукцию у России. Бесконфликтные отношения с Белоруссией могли бы обеспечить ей полную безопасность столь важной для страны сферы экономики, как транзит. С Россией можно было бы договориться о координации работы Калининградского и Клайпедского портов, о приграничной торговле и малом приграничном движении, о совместных усилиях по спасению общего российско-литовского достояния – Куршской косы….

Однако литовские политики мыслят совершенно другими категориями.