Политика Политика

Имитация субъектности: как глава украинского МИД в Латвии гостил

По причине утраты внешней поддержки киевские власти вынуждены активизировать контакты со странами Балтии, полностью разделяющими внешнеполитические установки Киева. На этот раз посетить Латвию решил

глава МИД Украины Павел Климкин.

В апреле 2017 года Ригу посетил

Петр Порошенко: конкретикой данный визит не изобиловал и, с точки зрения украинского президента, был прежде всего направлен на решение задач внутренней политики. Наиболее значимой частью визита стало обсуждение c президентом Латвии Раймондом Вейонисом вопроса возврата на Украину выведенных якобы соратниками Януковича 50 млн евро. Пока никакого прогресса по этому вопросу нет, да и вряд ли будет: Генпрокуратура Украины заявляла, что сроки возврата денег могут составить 5–10 лет.
Президент Латвии Раймондс Вейонис и глава Украины Петр Порошенко

Спустя полгода в Латвию отправился руководитель внешнеполитического ведомства Украины Павел Климкин, являющийся, к слову, уроженцем Курска и выпускником МФТИ. Прежде всего министр почтил своим присутствием Рижскую конференцию — 2017, где выступил с традиционной речью о том, как «космические корабли бороздят Большой театр», то есть о «реформах и альтернативных решениях будущего Украины».

Конечно же, не обошлось без заявлений о «защите Украиной всей Европы от российской агрессии».

Большую часть проведенного в Латвии времени Климкин потратил на встречи с представителями латвийского правительства. Отметим, что накануне поездки в Латвию киевские власти попали под прицел критики Венгрии и Румынии в связи с принятым законом «Об образовании», переводящим с 2020 года систему образования полностью на украинский язык. «Микшировать» этот скандал украинское дипломатическое ведомство решило с помощью латвийских коллег, проводящих схожую языковую политику в образовательной сфере.

Так, министр образования Латвии Карлис Шадурскис, комментируя украинский закон «Об образовании», отметил, что «шаги Украины по обеспечению условий для изучения государственного языка в системе образования понятны». Как сообщает сайт МИД Украины, «на примере Латвии он [Шадурскис] подчеркнул важность создания предпосылок для получения учащейся молодежью знания государственного языка».

Карлис Шадурскис

Кроме того, Климкин и Шадурскис подписали межправительственный договор в сфере образования, науки, молодежи и спорта. Однако сомнительно, что соглашение будет наполнено реальным содержанием.

Во-первых, главенствующей социальной практикой латвийской и украинской молодежи является эмиграция. Притом значительная часть молодежи данных стран эмигрирует уже сразу после окончания школ и не планирует возвращаться в родные края.
Климкин и Шадурскис подписали межправительственный договор в сфере образования, науки, молодежи и спорта

Во-вторых, в сфере образования, науки, спорта ни Латвия, ни Украина не могут похвастаться какими-либо значимыми достижениями. Статус-кво будет сохраняться до тех пор, пока Рига и Киев будут следовать в русле неолиберального курса в экономике, по отношению к которой образование, наука, спорт — лишь надстройка.

Не преминул Климкин обсудить вопрос проведения реформ на Украине, который уже давным-давно стал притчей во языцех. Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич, естественно, заявил, что «Латвия готова поддерживать Украину в процессе реформ». 

Эдгар Ринкевич

Правда, представляется, что, если спросить о том, какие именно реформы проведены на Украине и как их оценивают украинские граждане, ответ латвийского министра не будет изобиловать конкретикой. В целом, если взглянуть на список тех 144 реформ, которые якобы проведены «майданной» властью, то большинство пунктов — это сугубо операционная деятельность правительства и откровенно малозначимые изменения для широких слоев населения вроде упрощения процедуры установки счетчиков и снятия частичного запрета на пользование интернетом заключенными.

Отдельно Ринкевич акцентировал внимание на поддержке реформ в сфере сельского хозяйства. Но и в данном случае латвийское правительство едва ли сможет передать позитивный опыт киевским коллегам. По итогам присоединения к ЕС латвийский агросектор сумел встроиться в европейскую систему разделения труда на откровенно дискриминационных условиях. Нечто подобное происходит и с украинским сельским хозяйством, которое ориентируют на поставки необработанного сырья в страны развитого капитализма.

Павел Климкин и Эдгар Ринкевич
К примеру, Украина является наибольшим в мире производителем подсолнечного масла, но основную маржу снимают зарубежные компании, которые разливают масло непосредственно по бутылкам и поставляют в торговые сети.

В конце ноября 2017 года состоится саммит «Восточного партнерства», на котором Вильнюс планирует презентовать проект «плана Маршалла для Украины». По всей видимости, лоббировать данные предложения будет и Латвия — пожалуй, именно так стоит воспринимать информацию МИД Украины о том, что Рига и Киев «уделили внимание согласованию позиций относительно предстоящего саммита». 

Кроме того, МИД Украины не без удовольствия отметил, что «латвийская сторона заверила в своей неизменной позиции относительно поддержки Украины в вопросе территориальной целостности, защиты суверенитета и противодействия российской агрессии».
Визит Климкина в Латвию получился вполне традиционным для высоких киевских чиновников послемайданной эпохи
В общем, визит Климкина в Латвию получился вполне традиционным для высоких киевских чиновников послемайданной эпохи: минимум конкретики, максимум имитации субъектности и рукопожатности, которую можно преподнести соответствующему электорату как «поддержку Украины всем цивилизованным миром». Остается надеяться, что эта страничка в истории украинской дипломатии, ассоциируемая с именем господина Климкина, будет перевернута как можно скорее.