Политика Политика

Юридическое окно для вступления в НАТО: какую Конституцию Лукашенко готовит Беларуси

Конституционная реформа в Беларуси выходит на финишную прямую. Уже 1 сентября текст поправок в Конституцию будет передан на рассмотрение президенту. После одобрения главой государства новый вариант основного закона будет вынесен на всенародный референдум. Однако ознакомиться с предполагаемыми изменениями уже можно в интернете. В чем суть конституционных поправок, как они повлияют на политическое устройство Беларуси и ее внешнеполитический курс и способна ли конституционная реформа стать выходом из того политического тупика, в котором оказалась Беларусь после прошлогодних выборов, разбирался RuBaltic.Ru.

 Зачем понадобилась конституционная реформа?

Нынешняя конституционная реформа станет четвертой в истории современной Беларуси.

Белорусская конституция была принята Верховным советом (тогдашним парламентом) республики 15 марта 1994 года, сменив конституцию БССР 1978 года, выполнявшую роль основного закона в первые годы независимости. Именно с принятием конституции 1994 года в Беларуси появляется пост президента.

Однако уже в мае 1995 года проводится первый конституционный референдум, по итогам которого русский язык в Беларуси получает статус государственного, изменяется государственная символика, а президент получает право распускать Верховный совет.

Самая масштабная реформа конституции произошла в ноябре 1996 года. Она стала результатом острого противостояния президента и Верховного совета, и по ее итогам в республике сложилась та «суперпрезидентская» модель, которая сохраняется и поныне.

Наконец, в 2004 году была исключена норма о том, что один и тот же человек может занимать должность президента два срока.

Вполне очевидно, что эта конституционная модель создавалась под Лукашенко и выстроенный им персоналистский авторитарный режим. А персоналистская система тем и плоха, что с уходом лидера, на которого все завязано, правила будут неизбежно меняться.

То, что белорусский президент вступил в свою «осень патриарха», и нужно готовиться к жизни после Лукашенко, было очевидно достаточно давно. Об этом говорил и сам белорусский лидер, не раз заявлявший, что следующему президенту нельзя передавать такой объем полномочий.

В 2018 году в Беларуси ходили упорные слухи о новой конституционной реформе, которая должна заложить основы для управляемого транзита власти. Спокойный внешнеполитический фон и негласная поддержка Западом белорусского режима вполне благоприятствовали этому. Однако реформа не состоялась из-за «бархатной революции» в Армении, которая была расценена как плохой прецедент. Реформу решили отложить на послевыборный период, но тут грянула политическая буря 2020 года.

В ходе выборов тему конституционной реформы поднял Виктор Бабарико, предложивший вернуться к первому варианту белорусской Конституции 1994 года. Бабарико, понимавший, что выиграть выборы по существующим правилам у него не получится, хотел сделать борьбу за «новую старую» Конституцию основой политической стратегии оппозиции на послевыборный период. Не получилось и этого, а после выборов вся оппозиция оказалась фактически выброшенной из легального политического поля республики.

Зато к идее конституционной реформы вернулась белорусская власть. Однако, в отличие от ситуации 2018 года, теперь реформа будет проходить в условиях жесткой конфронтации с Западом, растущего бремени от экономических санкций и общественного недовольства, ушедшего из публичной сферы, но не исчезнувшего.

Президент и Всебелорусское народное собрание

Итак, какие же значимые изменения предлагается внести в белорусскую Конституцию?

Как и ожидалось, Всебелорусское народное собрание получит конституционный статус, ему в новой редакции посвящен целый раздел. ВНС характеризуется как «высший представительный орган народовластия». В состав ВНС входят члены обеих палат белорусского парламента, а также представители местного самоуправления из всех регионов страны.

Понятно, что столь громоздкий орган не может быть постоянно действующим, и, возможно, созываться он будет, как и сейчас, раз в пять лет. Зато у ВНС появится постоянно действующий президиум. Именно ВНС будет решать вопрос о легитимности президентских выборов, а также об отстранении президента от власти в случае необходимости.

В статусе самого президента ничего принципиально не изменится. Из основных изменений — президент лишится права издавать декреты, имеющие силу закона, а количество президентских сроков для одного и того же лица вновь ограничится двумя. Также будет поднят возраст, с которого граждане смогут занимать пост президента, — с 35 до 40 лет.

Как будет соотноситься власть президента и президиума ВНС, не очень понятно. ВНС может остаться сугубо ритуально-символическим органом при сильном президенте, но может стать и реальным (а при определенных обстоятельствах — конкурирующим) центром власти.

Многое будет зависеть от того, какую роль в этой конструкции отведет себе Лукашенко, который явно не собирается уходить из белорусской политики.

Для него открываются два варианта. Либо вновь переизбираться президентом по новой конституции, совершив «обнуление», и тогда ВНС, скорее всего, так и останется марионеточной структурой. Либо, напротив, перейти на пост председателя президиума ВНС, передав президентское кресло преемнику. При таком раскладе роль ВНС, вернее, его президиума, резко возрастает, становясь серьезным противовесом и ограничителем для президента.

Какой из этих двух вариантов выберет Лукашенко, пока неясно.

В текущих обстоятельствах уход в президиум ВНС и выдвижение на пост президента нового человека выглядят более логично — фигура нынешнего белорусского лидера стала слишком большим раздражителем как внутри республики, так и за ее пределами.

Однако, зная Лукашенко, можно не сомневаться, что решение расстаться с титулом президента для него будет крайне тяжелым. Кроме того, уход в президиум ВНС и создание в Беларуси двух параллельных центров власти могут создать серьезные риски и угрозу новой дестабилизации, особенно учитывая неблагоприятный внешнеполитический фон.

Суверенитет, нейтралитет и союз с Россией

В Преамбуле к Конституции (вводная и обычно наиболее идеологически нагруженная часть) появляются многочисленные упоминания суверенитета, независимости и национальной самобытности, которые отсутствуют в ныне действующей редакции. «Суверенитет» давно превратился в своеобразный фетиш в белорусском политическом дискурсе, причем как для власти, так и для оппозиции, и отступать от этого не просто нет намерения, но решено даже усилить его на конституционном уровне.

По сути, это негласный ответ тем, кто надеялся, что в условиях конфронтации с Западом белорусские власти пойдут на реальное углубление интеграции с Россией.

Не пойдут и скорее предпочтут стратегическое одиночество во имя суверенитета. Союз с Россией в новой Конституции не упоминается нигде (как, впрочем, и в ныне действующей).

В 18 статье белорусской Конституции декларируется стремление Беларуси к нейтралитету. Эта норма давно вызывала вопросы, учитывая участие Беларуси в Союзном государстве, ЕАЭС, ОДКБ и других интеграционных объединениях с Россией. В новой редакции норма о нейтралитете сохранена. Впрочем, нужно учитывать, что это еще не окончательный вариант, а последние высказывания Лукашенко указывают на то, что стремление к нейтралитету все-таки уберут.

Однако в условиях отсутствия в Конституции упоминания союза с Россией может получиться занятный казус.

Отказ от стремления к нейтралитету означает, что теоретически Беларусь может заявить о своем стремлении в ЕС и НАТО.

Конечно, в сегодняшних обстоятельствах это звучит абсурдно. Тем не менее, если такая редакция будет принята, получится, что по букве закона Беларусь оставляет за собой право примкнуть к любому военно-политическому альянсу — естественно, во имя защиты суверенитета и независимости.

Читайте также
19 декабря 2020
Президент Беларуси Александр Лукашенко выступил с инициативой придать конституционный статус Всебелорусскому народному собранию и делегировать ему часть президентских полномочий.
30 марта 2021
В Беларуси после внесения изменений в Конституцию должна сохраниться сильная президентская власть. Об этом заявил глава государства Александр Лукашенко.
27 ноября 2020
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что оставит свой пост после принятия новой Конституции.
27 ноября 2020
Белорусский лидер Александр Лукашенко опасается отдавать действующий Основной закон страны «незнакомому президенту».