Политика Политика

Поблекший идеал: состояние железных дорог Германии раздражает немцев

Министерство инфраструктуры Украины и немецкий холдинг Deutsche Bahn AG (DB) подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в развитии «Украинских железных дорог». Речь идет об оказании украинской стороне консультационных услуг, а не о переходе к Германии контроля над «Укрзализницей», как написали многие СМИ. Подписанное соглашение примечательно само по себе: оно демонстрирует степень отсталости Украины и непонимания ею европейских реалий. В самой Германии Deutsche Bahn давно не считается эталоном железнодорожного сообщения: качество немецких железных дорог неуклонно снижается и вызывает все большее раздражение немцев.

Выбор украинской стороны, на первый взгляд, понятен. Немецкие железные дороги всегда ассоциировались с точностью, аккуратностью и чистотой. Со времен Бисмарка развитую железнодорожную сеть Германии рассматривали как важнейший показатель успехов растущей германской экономики.

В годы мировых войн быстрая переброска немецких войск между фронтами на разных оконечностях Европы была бы невозможна без тысяч километров рельсов, по которым мчались военные эшелоны. Для мигрантов из позднего СССР приходящие минута в минуту чистые поезда DB с вежливыми проводниками были одним из символов западного прогресса наряду с продуктовым изобилием и технологическим прогрессом.

Однако в последние годы звезда Deutsche Bahn успела изрядно потускнеть.

Поезда и вагоны постепенно устаревают. Конечно, раритетные составы 1980-х годов, в отличие от Украины, в ФРГ встретить невозможно. Но общая доля подвижного состава старше 10 лет неуклонно увеличивается. Требуют ремонта и сама железнодорожная сеть, здания вокзалов, технические и инфраструктурные объекты.

Опоздания же стали для Deutsche Bahn практически нормой.

В 2018 году 25% поездов в ФРГ приходили с задержкой более чем в шесть минут. Даже торжественное открытие скоростного маршрута между Мюнхеном и Берлином в 2017 году с участием канцлера Ангелы Меркель обернулось двухчасовой задержкой поезда в первый день работы.

Проблемы с пунктуальностью немецких железнодорожников остаются у немцев темой многочисленных шуток и мемов.

Другая проблема DB — высокая цена билетов. По этому показателю железные дороги ФРГ проигрывают не только автобусному сообщению, но и самолетам. Правительство Германии намерено предпринимать усилия по улучшению финансовой привлекательности железных дорог за счет снижения тарифов и введения льгот.

Например, одной из мер, лоббируемой министром обороны и лидером ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, является бесплатный проезд в поездах для военнослужащих Бундесвера. Представители немецкой партии «Зеленые» и вовсе настаивают на полном отказе от внутренних авиарейсов по экологическим соображениям в пользу менее вредных для окружающей среды железных дорог.

Тем не менее издержки работы Deutsche Bahn не стали препятствием для заключения соглашения с украинским правительством.

Киев готов смириться с противоречивым опытом немецких железнодорожников по части оптимизации расписания поездов. Гораздо важнее способность консультантов из ФРГ навести порядок в финансах и антикоррупционной деятельности «Укрзализныци».

В конце концов, согласно недавно опубликованному рейтингу

восприятия коррупции Transparecy International, Германия является одной из самых нетерпимых к коррупции стран мира. Накопленный опыт управления одной из крупнейших европейских железнодорожных систем и иммунитет в отношении нечистоплотного ведения дел ставят DB впереди конкурентов на украинском рынке. Предыдущий опыт с призванием в управление «Украинских железных дорог» «варяга» из Польши завершился неудачно.

Для немецких специалистов работа с партнерами из «Укрзализныци» дополнит богатую практику международного сотрудничества. Компания взаимодействовала с железнодорожниками из Норвегии, Румынии, Турции, Канады и других стран. Речь идет как о консалтинговых услугах, так и о содействии в строительных работах.

Начиная сотрудничество с «Украинскими железными дорогами», Германия укрепит свои позиции на Украине как крупный инвестор и источник технологий.

Услуги в сфере консалтинга могут быть дополнены участием в модернизации «Украинских железных дорог», необходимость которой в Киеве осознают и без подсказок со стороны европейцев. Износ подвижного состава и вагонов «Укрзализныци» в среднем достигает 80–90%. Проблемы немцев с Deutsche Bahn на фоне этого — детский лепет.

Летом прошлого года в самой Германии анонсировали масштабную программу модернизации железных дорог сроком на 10 лет. Затраты составят 86,2 млрд евро и будут направлены на обновление инфраструктуры и расширение штата работников железнодорожной отрасли.

Украина вполне может рассчитывать на то, чтобы получить устаревшие немецкие поезда и вагоны, износ которых еще позволяет их использовать.

Может быть, смысл заключенного соглашения о сотрудничестве еще и в этом?

Читайте также
23 января 2020
В мемориальном комплексе «Яд Вашем» в Иерусалиме прошел пятый Всемирный форум памяти Холокоста. Мероприятие, посвященное 75-й годовщине освобождения нацистского концлагеря Аушвиц, посетили лидеры 47 государств.
24 января 2020
Эсесовцы и войска вермахта ожесточенно сопротивлялись. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы.
23 января 2020
Президент России Владимир Путин, выступая на форуме в Израиле, назвал Холокост «одной из самых черных и позорных страниц новейшей мировой истории».
27 января 2020
27 января 1944 г. закончилась кровавая блокада Ленинграда. Защитникам города удалось продержаться, в том числе, благодаря подвигу всех тех, кто смог обеспечить функционирования «дороги жизни» по льду Ладожского озера.