Контекст

«Украина для украинцев»: как бандеровцы поступали с евреями

Власти Израиля в угоду политической конъектуре закрывают глаза на разгул националистической идеологии на Украине. Вместе с тем, история показывает, что ничем хорошим заигрывание с национализмом не заканчивается. На ваш суд представляем архивный документ, который демонстрирует политику бандеровцев по отношению к еврейскому населению, в большом количестве до войны проживавшем на территории Западной Украины.

Показания М.Ш. Вайсмана о проведении украинскими националистами погрома в с. Андруга Владимирецкого района Ровенской области в начале июля 1941 г.

1 июня 1945 г.

До войны проживал я в с. Андруга Владимерецкого района… Украинско-немецкие националисты считавшие немцев своими союзниками, они под проводом Степана Бандеры после выхода К[расной] А[рмии] с нашего р[айо]на сейчас, в тот же момент совершили погром по всему району, как в районе, так и іто селам. Две недели были наши дома открыты, ау[краинско]-н[емецкие] националисты] громили наши дома и грабили все начисто, а кто не выходил с дома, того убивали. В нашем местечке Владимерец было убито с первой ночи погрома 3 людей. Лозунги висели везде — «Украина для украинцев», «паметай народ, чтобы Москва, Польша жидава, то есть твои враги, уничтожай их без пощады»…

Так мы проживали в нужде и в тоске, и каждый день под смертельным страхом с июля месяца 1941 г. до мая месяца 1942 г. Потом был приказ, что еврейское население, которое проживает в селах, должны были бросить свои дома, но с движимых вещей было разрешено взять с собой в район, и через пару дней все еврейское население приехало в район. В районе отделили им участок, где там было им разрешено жить, а если споймали кого на другой улице, то тот уже долго не жил на свете. Немцы, узнавши, что все евреи приехали в район, ежедневно ходили по домам и грабили и т.д …

Некоторые начали пробовать убегать с района, но местечко было окружено украинскими полицаями, что нельзя было убежать. Большинство осталось убитыми по полям и лесам. Пришел тот день, что надо было явиться на плац и все же немецкий полицмейстер потешал народ, чтобы никто не убежал. Кто будет бежать, тот будет убит, а кто явиться на плац, будет только перекличка, и обратно все придут домой. Но всяческий народ видел, что в этот раз они уже домой не придут… Так еще набавили народ до 6 часов вечера, а потом приехали с города Сарны еще несколько немцев и много украинских полицаев и окружили нас всех и давай гнать колонной. Я, имевший жену и двое детей, не мог решить от них убежать, то я уже решил погибать с ними вместе, но как пригнали нас в лес до могил, так тогда разлучили нас дети и женщины особенно, а мужчины особенно, и для этого как меня уже отпустили. Я решил, во что бы то ни стало, живьем в могилу не пойду. Потом была команда раздеться наголо и начали гнать в могилу. Я стоял третьим в шеренге для этого, подошла быстро моя очередь - подойти до могилы. Передо мной подошел старик, то этому старику немец сказал вскочить в другую могилу, а нас молодых — в другую. 

Я как подошел до могилы, вижу, что у могилы стоит немец с винтовкой, а переговорщик держит ящик патронов. И тот немец поставил в углу могилы 5 человек, один за другим, и с одного патрона всех прострелил. Тогда я набрался энергией и на пространство на один метр между немцем и полицаем я прыгнул и побежал для того, чтобы меня пристрелили на лету. И как весь цепь обернулся за мной стрелять. Ни один патрон меня не зацепил, таким образом я остался жить, а жена и дети там остались. Каким образом их убивали, я не видел.

На чем подписываюсь   

Вайсман М.Ш.

Источник: Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. — М.: РОССПЭН, 2012

Читайте также
13 марта
История прибалтийских национальных военных формирований — основных сил будущего движения «лесных братьев» — берет свое начало еще до войны, в период независимости. Основу этих сил составили не только национальные армии, но и отряды самообороны, патронируемые военно-националистическими организациями — «Шаулис» («Стрелки») в Литве, «Айзсарги» («Защитники») в Латвии, «Кайтселийт» («Гражданская гвардия») и «Омакайтсе» («Союз защиты») в Эстонии.
14 марта
Послевоенная западная Украина — кровавое болото, в котором украинские националисты себя чувствовали как рыба в воде. Террор в отношении красноармейцев и мирного населения, поддерживающего советскую власть, были обычной практикой. Об этом наглядно рассказывают архивные документы.
15 марта
1–3 марта 1943 года нацисты (по большей части из венгерских частей) расстреляли и сожгли 6700 жителей поселка Корюковки Черниговской области. Об этой трагедии практически ничего не писали ни в советское время, ни в постсоветский период.