Проектор

Российский транзит не вернется: Латвия хоронит железную дорогу

За первые шесть месяцев этого года объем железнодорожных грузоперевозок сократился на 47,2%. По транзитным грузам (преимущественно российским) падение еще более серьезное — 53,9%. И это не последствия коронавируса — Латвийская железная дорога стала убыточной уже по итогам 2019 года.

Сегодня у нее дела совсем плохи, но правительство не горит желанием спасать компанию. Вместо этого оно спасает национального авиаперевозчика. В мае латвийские власти заявили о намерении инвестировать в акционерный капитал airBaltic 250 миллионов евро. Эти планы поддержала Еврокомиссия, и на днях Кабинет министров одобрил сделку.

250 миллионов — это примерно в шесть раз больше, чем просит Латвийская железная дорога. Причем просит уже давно. И какой результат?

«Пока еще финансирование не выделено. Только принято концептуальное постановление о 66 миллионах евро, которые могли бы быть направлены Министерству сообщения на решение этих актуальных вопросов. Что касается финансирования, необходимого Латвийской железной дороге, то в настоящее время еще идет работа над проектами постановлений правительства. Они еще в стадии согласования», — заявляет госсекретарь Министерства сообщения Латвии Илонда Степанова.

Могли бы быть направлены — это не значит, что будут направлены. И вообще, что такое концептуальное постановление? Это новый вид документов? Почему вопросы поддержки airBaltic решаются быстро, а по железной дороге до сих пор ничего непонятно?

На эти вопросы, по сути, уже ответил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс: «Авиация — наше все. Если смотреть на распределение между балтийскими странами, то можно говорить, что Эстония — морское государство, там есть Tallink — большое пассажирское предприятие паромного сообщения на Балтике. У Литвы более конкурентоспособная железная дорога. Латвия является узлом авиации, аirBaltic работает не только в балтийских странах, но и на других направлениях, с хорошим новым флотом и меньшими издержками. Мы заинтересованы, чтобы и авиакомпания, и все предприятия вокруг нее работали после кризиса в том же направлении».

То есть авиацию нужно поддерживать, потому что здесь есть перспектива. А железнодорожникам рассчитывать особо не на что. Сокращение грузоперевозок — это не форс-мажор. Это новая реальность, под которую нужно подстраиваться.

«Жизнь на железной дороге не останавливается, грузы идут, хоть и в меньшем объеме. Соответственно, есть и будет необходимость в работе железнодорожников. <…> Но сокращения были и, наверное, будут еще. Если сравнить нашу дорогу с литовской и эстонской по количеству перевезенного груза на одного работника и километр пути, то эффективность у нас намного меньше. Есть возможность поменять технологический процесс, чтобы уменьшить количество людей на железной дороге», — заявляет Талис Линкайтс.

О трудном, но неизбежном переходе к новой реальности говорит тот факт, что Латвийская железная дорога отказалась от проекта электрификации своих сетей. Отказалась именно из-за того, что объемы перевозок упали слишком сильно.

«Если в такой ситуации мы отказались от этого проекта, это означает, что мы отказываемся и от транзитного бизнеса как такового. На данный момент мне абсолютно непонятно, как может министр транспорта сказать, что это "новая реальность"! По моему мнению, нам следует бороться — так же, как сейчас делают литовцы, которые доказывают, что у них не падает, а поднимается объем грузоперевозок по железной дороге и в их портах», — комментирует ситуацию депутат Сейма Виктор Валайнис.

Можно, конечно, бороться, но сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Если российские грузы уходят — они уходят. Заменить их нечем.

Раньше были надежды на китайский транзит, но тот же Линкайтс призывает соотечественников не витать в облаках: «Если посмотреть на карту, мы не находимся на пути движения этих грузов в Европу. В основном они идут через Беларусь и Польшу, нет логики в том, чтобы они шли напрямую через Латвию. Мы работаем над тем, чтобы отдельные составы грузов шли в Латвию, но если посмотреть на статистику, они никак не могут компенсировать то большое количество грузов, которое шло из России».

А виноваты во всем «оккупанты». Понастроили тут, понимаешь, портов и железных дорог. И что теперь с ними делать?

В принципе, если по некоторым веткам вообще перестанут ходить поезда, то из них получится оригинальный памятник «имперско-советской оккупации». Мне кажется, идея неплохая.

Читайте также
16 июля 2020
Минсообщения Латвии опубликовало катастрофическую статистику по транзитной отрасли за первое полугодие. Латвийские СМИ пишут о крахе транзита.
16 июля 2020
Латвийские власти оштрафовали очередной банк, обвинив его руководство в непрозрачных финансовых операциях, которые могут иметь отношение к легализации криминальных средств. Последний громкий скандал разразился осенью прошлого года после аналогичных обвинений в адрес Swedbank.
16 июля 2020
Спад объемов российского транзита в латвийских портах и на железной дороге был прогнозируемым, заявил глава департамента транзитной политики Министерства сообщения Андрис Малдупс. По его словам, иной альтернативы объемам грузов из России не предвидится.
16 июля 2020
Правительство Латвии выделило 925,95 млн евро на уменьшение последствий кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Об этом сообщили в Министерстве финансов республики.