Проектор

Поезда уходят в море: как спасается Латвийская железная дорога

Недавно стало известно, что компания «Латвийская железная дорога» (ЛЖД) собирается… покорять море. Помните, у Хаяо Миядзаки в «Унесенных призраками» был такой морской поезд?

Не будем передергивать. Всё не настолько абсурдно. Скорее даже наоборот. Руководство ЛЖД в условиях обвального сокращения транзита разработало новую бизнес-модель. Суть ее заключается в том, что падение грузовых потоков можно компенсировать за счет расширения спектра оказываемых услуг. Отныне оператор железных дорог Латвии будет заниматься морской и автомобильной экспедицией.

И знаете, это даже логично. Потому что новых клиентов ждать неоткуда. Российский транзит уходит. Беларусь обещала Латвии какие-то грузы, но они по-прежнему идут главным образом через Литву. Китай ничего не обещал и ничего не предлагает. Что делать? Приходится думать, как можно извлечь больше прибыли из тех грузов, которые у Латвии еще остались.

И выход найден: если раньше ЛЖД просто «гоняла» по рельсам груженые вагоны, то теперь она освоит полный спектр транспортных и логистических операций.

Кстати, опыт у нее имеется, знание рынка — тоже. Ничего не мешает оператору железных дорог заниматься погрузочно-разгрузочными работами в портах, сопровождением грузов, оформлением таможенных документов и прочими вещами.

Вернее, казалось, что ничего не мешает. Но при разработке новой бизнес-модели правление ЛЖД не учло некоторые нормы законодательства. С таким заявлением выступил местный Совет по конкуренции. Есть в Латвии закон об устройстве государственного управления. И в нём прописано, что публичное лицо (государство, например) может учредить общество капитала или участвовать в обществе капитала, если выполняется хотя бы одно из трех условий:

1. Устраняется ситуация, когда рынок самостоятельно не способен обеспечить реализацию интересов общества.

2. Создаются товары или услуги, которые являются стратегически важными для развития административной территории государства или самоуправления либо государственной безопасности.

3. Общество капитала управляет собственностью, которая является стратегически важной для развития административной территории государства или самоуправления или государственной безопасности.

В общем, это такой инструмент защиты частного капитала от конкуренции со стороны государства. А Латвийская железная дорога как раз и суется на тот рынок, где активно работают коммерсанты.

В Совете по конкуренции считают, что до изменения своей бизнес-модели ЛЖД должна оценить воздействие новой стратегии на конкуренцию и обосновать, что она будет выполнять одно из перечисленных условий. Трудно представить, какое может быть обоснование.

Стратегической важности в экспедиторских услугах нет, да и рынок с ними неплохо справляется. Отчего бы не справляться, если грузов становится меньше?

«Конечно, все правила в вопросе соблюдения честной конкуренции должны соблюдаться, но в то же время нам важно привлечь к железной дороге груз. Фактически каждая тонна важна, поэтому нам важно, чтобы ЛЖД обратила лицо к клиенту и понимала его желания», — комментирует ситуацию министр сообщения Латвии Талис Линкайтс.

Немного странное заявление, вам так не кажется? Ведь новая бизнес-модель ЛЖД не преследует цель привлечь новые грузы. И вообще, речь идет о спасении компании под названием «Латвийская железная дорога», а не о спасении железной дороги как таковой. Ее спасать уже поздно. Никто этим не занимается.

Читайте также
31 июля 2020
Министерство сообщения Латвии объявило о прекращении поддержки латвийских портов из бюджета Евросоюза. Брюссель не стал спасать падающие предприятия Латвии — он подтолкнул их к краю, в очередной раз доказав, что ему не нужна развитая экономическая инфраструктура в Восточной Европе.
29 июля 2020
Латвийские порты миновали период расцвета и должны готовиться жить по средствам, рассказал министр сообщений страны Талис Линкайтс. По его словам, вскоре ожидается прекращение финансирования Евросоюзом текущей деятельности морских гаваней республики.
28 июля 2020
Размер средств, обещанных Латвии в новом семилетнем бюджете Евросоюза, налагает на власти страны большую ответственность, заявила евродепутат Инесе Вайдере. Однако нынешняя внутриполитическая ситуация в республике не способствует долгосрочному и мудрому распоряжению этими деньгами, считает она.
3 августа 2020
Латвия готова развивать торговые связи с Россией, при этом она не собирается ни на йоту отходить от своей антироссийской политики. Балтийская республика вполне серьезно рассчитывает на деньги от экономического сотрудничества с РФ, чтобы принимать в стране американских солдат.