×
Экономика Экономика

Российская транзитная политика объявлена угрозой нацбезопасности Литвы

Источник изображения: delfi.lt

Литва политизирует транзитные отношения с Россией и Беларусью. В свежем докладе литовских спецслужб стратегия Москвы по переориентации грузопотоков на собственные портовые мощности клеймится угрозой нацбезопасности, политикой, направленной конкретно «против портов Балтийского моря»; предложение белорусам перевести экспорт нефтепродуктов на российские морские гавани зовется «давлением», представляется «выкручиванием рук». Видеть экономическую целесообразность в транзитной политике Кремля Вильнюс отказывается.

В понедельник 3 апреля литовские спецслужбисты отчитались за 2016 год. Состав вошедших в очередной доклад угроз вполне стандартен: внешняя политика Кремля, российские соотечественники и «мягкая сила», шпионы, БелАЭС. Отдельная глава совместного отчета Департамента госбезопасности Литвы (ДГБ) и Второго департамента оперативных служб при Минобороны Литвы (контрразведка) посвящена российской транзитной политике.

«Россия продолжает протекционистскую политику, направленную против портов Балтийского моря, и тем самым усиливает их соперничество. Решение России сократить поставки нефти на белорусские НПЗ и перенаправить грузы в российские порты негативно отразилось на транспортном секторе Литвы. Россия начала давить на Беларусь, чтобы перевести экспорт нефтепродуктов в собственные морские гавани в обмен на железнодорожные тарифы. До конца 2016 года Россия и Беларусь не смогли полностью договориться о поставках нефти в предыдущих объемах. Если бы Беларусь уступила давлению, то перенаправление экспорта нефтепродуктов в российские порты негативно сказалось бы и на литовских судоходных компаниях», — сообщает ежегодник спецслужб.

На фоне соседей транзитная отрасль Литвы выглядит весьма и весьма недурно. После «просадки» в 2012‑м и 2013 годах объемы грузоперевалок в Клайпедском порту демонстрировали неизменный ежегодный рост: +9,0% в 2014 году, +5,6% в 2015‑м и +4,0% в 2016 году. Литовский прибавок обеспечивался главным образом за счет грузопотоков из Беларуси. В частности, Минск перебросил на терминалы Литвы те нефтепродукты, которые ранее шли на экспорт через украинские порты.

Клайпедский морской портКлайпедский морской порт

Латвия и Эстония в это время серьезно теряли. Из-за постепенной переориентации российских грузопотоков на отечественные мощности Рижский свободный порт относительно итогов 2014 года недосчитался 9,9% грузов, Вентспилсский порт — 27,8%, порт Таллина — 29,0%.

Роль транзита и транспорта в ВВП стран Прибалтики — порядка 12–15%. Потери, сопоставимые с «просадкой» латвийских и эстонских морских гаваней, — реальная угроза экономической безопасности, с этим выводом литовских спецслужбистов стоит согласиться.

В настоящее время доля российских грузов в Литве колеблется вокруг отметки в 35%, такой же удельный вес и у белорусских грузов, еще 10% приходится на Казахстан.

Свое Россия заберет. Заберет, разумеется, не завтра: логистика — отрасль консервативная, резких решений не любит. Тем не менее еще в 2000 году создание собственной портовой инфраструктуры в регионе Балтийского моря было объявлено Кремлем официальным курсом. Курс был подтвержден в президентском послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года. 

Президент Путин напомнил о «развороте на Россию крупных торговых потоков» и «развитии современных портов на Балтике». Порты эти строятся, модернизируются, их грузооборот растет: в 2016 году объем перевалки грузов в российских морских гаванях Балтийского бассейна увеличился на 2,5%, до 236,6 млн т.

Но отечественные портовые мощности развиваются вовсе не с мыслью навредить Прибалтике, как это видят спецслужбы Литвы. Много было бы чести. Переориентация грузов просто соответствует российским экономическим интересам — категории, о которой так часто забывают фанатичные «сдерживатели» Москвы. Политический фактор в этой транзитной стратегии, конечно, присутствует, но влияет не на сам курс, а лишь на скорость отказа от портов недружественных сопредельных республик.

Те же мотивы и в отношении белорусских грузов. Экономическая целесообразность загрузки отечественных мощностей естественным образом заставляет Москву обратить внимание на грузопотоки своих ближайших союзников. В соответствии с концепцией Союзного государства российская сторона готова компенсировать Беларуси издержки, связанные с переориентацией транзита. Так, ОАО «Российские железные дороги» уже сообщило об увеличении скидки до 50% на перевозки нефтепродуктов со станций Барбаров и Новополоцк (Беларусь) в направлении портов на северо-западе РФ.

Здравое торговое предложение, которое литовские эксперты клеймят «давлением» и «выкручиванием рук». Предельно зашоренный взгляд, ведь на отношения Москвы и Минска функционеры официального Вильнюса смотрят через собственную антироссийскую призму оккупационной мифологии. 

Беларуси по определению отказывается в какой-либо внешнеполитической субъектности; совместные интеграционные проекты — СНГ, Союзное государство, ЕАЭС — обзываются «московским империализмом».

В своей риторике литовские аппаратчики активно политизировали недавний исключительно хозяйственный газовый спор России и Беларуси, пытались представить его в виде межгосударственного конфликта, надеясь удержать белорусские грузы у себя. Между тем стороны, как и подобает ближайшим союзникам, конструктивно преодолели возникшие противоречия. 

«Мы договорились о том, что урегулируем все наши спорные вопросы в нефтегазовой сфере. Мы их урегулировали. Договорились о том, как и в какие сроки мы это сделаем», — сообщил президент Путин 3 апреля по итогам переговоров с Александром Лукашенко.

Президент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 годаПрезидент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года

Вопрос разрешен. Серьезных препятствий для перевода белорусского экспорта нефтепродуктов в российские морские гавани больше нет. А объемы этого экспорта, кстати говоря, весьма чувствительные: за 7 месяцев 2016 года «Белорусская нефтяная компания» отгрузила через прибалтийские, главным образом литовские, порты в общей сложности 5,1 млн т.

Минску осталось убедиться лишь в том, что на предлагаемом Москвой маршруте всё готово к потенциальным грузам.
И никакой коварной кремлевской стратегии, направленной конкретно «против прибалтийских портов». Экономика и обоюдовыгодное взаимодействие союзников, которое литовские спецслужбисты так напористо пытаются политизировать.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров