×
Экономика Экономика

Литве нужны миллиарды евро на восстановление автомобильных дорог

Источник изображения: rubaltic.ru

Почти 40% дорог в Литве находятся в неудовлетворительном состоянии. На приведение их в порядок требуется около 5,4 миллиарда евро, однако власти республики пока что выделяют на эти цели на порядок меньше средств. Кризис дорожной системы жестоко бьет по грузоперевозкам, приводит к износу автомобилей и росту расходов страховщиков, а также провоцирует частые ДТП со смертельным исходом. Власти Литвы находят огромные средства на военную поддержку киевского режима, но на то, чтобы заделать дыры на построенных Советским Союзом дорогах, денег нет.

Власти Литвы вынуждены публично признать, что состояние дорог в республике оставляет желать лучшего. Руководитель группы управления проектами Дирекции автомобильных дорог Литвы Гедиминас Катинас заявил на днях о том, что на ремонт дорог плохого качества республике необходимо почти 5,5 миллиарда евро.

«По индексу состояния нашего дорожного покрытия мы оцениваем, что у нас более шести тысяч дорог плохого качества. Для их ремонта необходимо более 5,4 миллиарда евро», — цитируют СМИ заявление, сделанное Катинасом на конференции в сейме.

Еще 850 миллионов евро, по его словам, нужно на асфальтирование гравийных дорог и 210 миллионов евро — на ремонт примерно ста аварийных мостов, от состояния которых напрямую зависит безопасность движения.

Всему дорожному сектору Литвы власти выделили в государственном бюджете на текущий год 872 миллиона.

Причем, программа содержания и развития дорог предусматривает финансирование всего в размере 583 миллиона — чуть более десятой части того, что нужно в срочном порядке.

Из 583 миллионов 40 предусмотрены на оплату работ по капитальному ремонту автодороги А14 Вильнюс—Утена. 62,8 миллиона уйдут на реконструкцию двух участков главной дороги «Via Baltica» длиной почти 28 км Каунас—Мариямполе—Сувалкай. Мостам «придется довольствоваться» 100,5 миллионами евро. Из более чем ста аварийных мостовых переходов профинансирован ремонт только 45.

15 миллионов пойдут на инженерные средства безопасности дорожного движения — пешеходные переходы, велодорожки, перекрестки. Еще 7,7 миллионов предусмотрены на приведение в нормальное состояние гравийных дорог. Десятки миллионов выделены на ремонт автодорог Вильнюс—Клайпеда и Вильнюс— Паневежис. Электроснабжение автомагистралей обойдется в текущем году аж в 26,7 миллионов. Около 20 миллионов официальный Вильнюс выделил на дороги местного значения.

Все эти планы «в разбивке» по конкретным объектам звучат довольно солидно. Но в совокупности — это всего лишь капля в море.

Немногим ранее депутат сейма Эугениюс Сабутис заявил о том, что 38% дорог в стране не соответствуют даже минимальным стандартам качества.

Как пишут СМИ, с 2008 по 2024 года официальный Вильнюс потратил на поддержание дорожной сети всего 8,8 миллиарда евро, чего оказалось недостаточно даже для банального «латания дыр». Сабутис отметил, что о каком-либо развитии автотранспортных коммуникаций в Литве говорить не приходится. Выделенных средств не хватает на предотвращение деградации дорожной сети.

Советник президента Литвы Ярослав Неверович подсчитал, что для приведения дорог республики в удовлетворительное состояние на них нужно тратить сейчас хотя бы миллиард евро каждый год. Дефицит средств составляет половину этой суммы.

«Размер проблемы очень значителен, и ее нужно решать, не дожидаясь, пока правительство одумается и вернет адекватное финансирование… Без адекватного финансирования ни одна модель не будет работать, и, к сожалению, этому приоритету не было уделено достаточного внимания в бюджете этого года. По этой причине мы не можем ожидать положительных сдвигов в этом году», — заявил он литовским СМИ.

Президент Литвы Гитанас Науседа предлагает частично «решить проблему», переложив городские дороги на плечи муниципалитетов, и выделив им под это определенные средства.

По мнению Неверовича, все налоги и сборы, связанные с дорогами, должны поступать в специальный фонд Дирекции автодорог Литвы, и целенаправленно тратиться на содержание дорожной сети.

Однако в правительстве республики с этим не согласны, и фактически распоряжаются собранными с водителей и фирм-перевозчиков деньгами на свое усмотрение.

По мнению литовского экономиста Марюса Дубниковаса, плачевное состояние дорог оказывает негативное влияние на экономику республики в целом и на ее инвестиционную привлекательность.

«Анализ показывает, что финансирование дорог сейчас относительно ниже, чем 15 лет назад, а в последние годы оно еще больше сократилось под влиянием военных действий, цен на энергоносители и инфляции… Мы много говорим о регионах, их занятости, миграции и т.д... Дороги нужны для мобильности, для «выравнивания» Литвы в экономическом плане, для распределения доходов по стране... Одно дело - похоронить эти регионы, другое дело - дать регионам шанс. Экономическое развитие требует мобильности», — цитируют литовские СМИ его заявление, сделанное на пресс-конференции, посвященной состоянию дорожной отрасли республики.

Экономист утверждает, что, с учетом инфляции, финансирование дорожной сети Литвы год от года падает. При этом только 57% от «целевых» налогов идет, собственно, на содержание и развитие автотранспортных коммуникаций.

«Бывали годы, когда на текущий ремонт мы тратили от 10 до 20 миллионов евро. В результате мы обрекаем эти дороги на деградацию… Дороги приходят в негодность, потому что они используются очень интенсивно и требуют постоянного содержания и обновления», — приводят прибалтийские СМИ слова руководителя Ассоциации литовских дорог Шарунаса Фроленко.

Тем временем пассажирские перевозчики жалуются на то, что состояние дорог Литвы представляет угрозу безопасности людей, а страховщики — на стремительно растущие объемы выплат автомобилистам, машины которых пострадали из-за дорожных выбоин. Смертность в ДТП за 2023 год в Литве выросла на 30%.

А ведь в свое время Советский Союз, который сегодня литовские политики проклинают, создал дорожную сеть практически с нуля, и никому не жаловался на нехватку средств.

Впрочем, откуда же брать деньги, если официальный Вильнюс утверждает, что более 1% своего ВВП передает Украине? Значит, транши Киеву только в 2023 году превысили 720 миллионов евро. Годовой дорожный бюджет с учетом этих средств можно было бы даже перевыполнить.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Власти Прибалтики обвалили внешнюю торговлю в Латвии, Литве и Эстонии
7 марта
Во всех странах Прибалтики по итогам 2023 года рухнули экспорт и импорт. Причины этого провала очевидны. Мало того, что местные власти в интересах Запада вступили в противостояние с Россией, Беларусью и Китаем, так они еще и не способны самостоятельно решить никакие внутренние экономические проблемы. А европейцам сейчас не до помощи прибалтийским странам. Даже крупнейшая экономика ЕС — немецкая — охвачена кризисом. Весь вопрос в том, когда до населения республик Балтии дойдет, что ими руководят некомпетентные политики, приносящие интересы собственных соотечественников в жертву западным спонсорам.
Почему власти стран Прибалтики выступают против Международного женского дня
8 марта
Латвия, Литва и Эстония относят себя к числу демократических стран, где о личной свободе и равноправии не говорит только ленивый. Вместе с тем власти всех трех республик очень не любят Международный женский день — вплоть до запрета его празднования. В чем причина такого явного отступления от «западных ценностей»?
Латвия угрожает гражданам России репрессиями за участие в президентских выборах
9 марта
После «борьбы» с беззащитными стариками, которым внезапно были аннулированы бессрочные виды на жительство, латвийские власти принялись за ограничения и репрессии в отношении остальных граждан России, проживающих на территории ЛР. Цель — вновь вызвать эмоции устающего от милитаристской риторики населения. Жители реагируют на это плохо и все более скептически воспринимают действия руководства страны.
«Для Литвы это был шок»: историк рассказал об отношениях Вильнюса с белорусской оппозицией
10 марта
Всего четыре года назад Литва была одним из основных зарубежных союзников «белорусской оппозиции» в ее деятельности, направленной против официального Минска. Однако сегодня отношения Вильнюса с противниками Александра Лукашенко стали уже не такими безоблачными. Литовские политики не только позволяют себе публичную жесткую критику «гостящих» у них белорусских оппозиционеров, но и вводят для них миграционные ограничения на официальном уровне. О том, почему отношения Вильнюса с беглецами из Беларуси складываются именно таким образом и что ждет этот политический тандем в будущем, корреспондент информационно-аналитического портала RuBaltic.Ru побеседовал с известным российским исследователем, директором Фонда «Историческая память» Александром Решидеовичем Дюковым.
Новости партнёров