Культура Культура

«Латышская Латвия» не летает: 100 лет Рижскому институту гражданской авиации

Источник изображения: bachelorstudies.ng
0  

В конце мая сего года свой столетний юбилей мог отметить Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА). Вуз с уникальной историей существовал до 1999 года, пока его не закрыли латышские националисты. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает о легендарном училище вместе с многолетним преподавателем и ректором РКИИГА Владимиром Анатольевичем Ходаковским.

В 1919 году возникла потребность в обслуживании военных самолетов, которые принимали активное участие в сражениях Гражданской войны. Именно поэтому в Киеве были открыты особые военные курсы в рамках Школы авиационных техников-механиков.

Из-за того, что в Киеве долгое время сохранялась политическая нестабильность, курсы переместились сначала в Москву, а в 1921 году — в Петроград (в дальнейшем Ленинград), где получили статус военно-авиационного технического училища.

Как рассказывает Владимир Анатольевич Ходаковский, во время Великой Отечественной войны большая часть курсантов была отправлена на выполнение боевых задач. Многие из молодых специалистов героически погибли.

В знак признания заслуг курсантов училище удостоилось ордена Боевого Красного Знамени и со 2 августа 1944 года начало называться Краснознаменным.

Владимир Анатольевич Ходаковский, многолетний преподаватель и последний ректор РКИИГАВладимир Анатольевич Ходаковский, многолетний преподаватель и последний ректор РКИИГА

В мае-июне 1945 года училище было передислоцировано в Ригу. Переезду способствовала историческая традиция дореволюционного авиастроения в столице Латвийской ССР.

Отметим, что первые российские авиадвигатели производились в Риге на фабрике «Мотор» в Зассенгофе под руководством инженера Теодора Калепа. Владимир Ходаковский предполагает, что новое место было также связано с большим размахом национально-диверсионного антисоветского движения в Прибалтике, в связи с чем органы местной гражданской администрации нуждались в особой военной защите.

В это время Верховному Совету ЛССР активную поддержку оказывали войска Прибалтийского военного округа. Еще до начала 1950-х годов в лесах Латвии свирепствовало движение «лесные братья», осуществлявшее регулярные теракты против мирного населения.

А наличие такого военного училища в Риге могло играть роль фактора сдерживания.

Завод Мотор, рижский пригород Зассенгоф (ныне микрорайон Засулаукс), где производились первые в истории России авиамоторы | Теодор Калеп с первым русским авиадвигателем, сконструированным в Риге в 1911 годуЗавод Мотор, рижский пригород Зассенгоф (ныне микрорайон Засулаукс), где производились первые в истории России авиамоторы | Теодор Калеп с первым русским авиадвигателем, сконструированным в Риге в 1911 году

В 1948 году училище было окончательно переименовано в Рижское высшее Краснознаменное инженерно-авиационное военное училище имени Климента Ефремовича Ворошилова. Параллельно существовало и Второе Ленинградское Краснознаменное военное училище, которое слилось с рижским вузом 31 июня 1949 года.

Когда Владимир Ходаковский в 1957 году поступил в военное училище Риги, в нем действовали четыре факультета. Механический факультет готовил специалистов в области обслуживании двигателей и гидравлики. Электроэнергетический подготавливал работников энергоустановок и специалистов в области аккумуляторов. Радиофакультет, один из важнейших, занимался подготовкой кадров в области навигации, локации и связи. Информационный отвечал за подготовку обеспечения полетов с земли и в воздухе.

Особое внимание в рамках подготовки специалистов уделялось радиолокационному делу, разработке оптических приспособлений для ведения авиабоев, а также обслуживанию бомбоприцелов.

Практически все курсанты в то время проходили стажировку на секретных военных объектах, в связи с чем подписывали клятву о нераспространении сведений.

Параллельно существовал еще и военный факультет авиавооружения, обучавший обслуживанию новейших видов соответствующего вооружения.

Курсанты радиотехнического факультета, РКИИГАКурсанты радиотехнического факультета, РКИИГА

Иностранные студенты из социалистических стран, учащиеся РКИИГАИностранные студенты из социалистических стран, учащиеся РКИИГА

Владимир Анатольевич закончил три курса к 1960 году, когда последовал указ о переформировании высшего учебного заведения. Указ Президиума Верховного Совета и Совета министров был связан с «реформационной политикой» Никиты Сергеевича Хрущева, свято уверовавшего в миф об отсутствии необходимости развивать военную авиацию. Генсек полагал, что в условиях «холодной войны» можно обойтись одними ракетами.

Свои заблуждения Хрущев осознал только через три года. Тогда же, в 1960 году, согласно указу, военный вуз Риги прекратил свое существование.

Космонавт Георгий Гречко посещает РКИИГАКосмонавт Георгий Гречко посещает РКИИГА

Руководство СССР предположило, что основное военно-воздушное училище будет дислоцироваться в Киеве. В Харькове располагалось артиллерийское училище, а в Риге был создан гражданский вуз, получивший название Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА).

Между тем еще в 1962 году Конгресс США представил доклад, в котором были проанализированы причины серьезного отставания от СССР в области гонки вооружений и в сфере освоения космоса.

Конгрессмены, получившие консультацию экспертов, пришли к выводу, что отставание связано с недостаточно фундаментальной подготовкой специалистов еще на школьной скамье и в вузе. С тех пор американцы предпринимали попытки наверстать упущенные возможности.

Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации. Один из лучших вузов СССРРижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации. Один из лучших вузов СССР

После демобилизации 1,2 млн человек и варварского уничтожения реактивных бомбардировщиков ИЛ-28, которые могли нести тактическое ядерное оружие, стало понятно, что без авиации СССР не сможет конкурировать с западными государствами. 

Власти страны осознали последствия ошибочной политики реструктуризации вузов, связанных с военной авиацией, к 1963 году, в результате чего среднее военное училище на Киш-озере начали превращать в высшее летное училище (в дальнейшем оно получило имя Якова Алксниса).

Владимир Ходаковский, преподававший в РКИИГА с 1965 по 1999 год, полагает, что советская система высшего образования существенно превосходила западную хотя бы по причине двуступенчатости научных степеней.

В СССР существовало особое звание кандидата, которое предполагало достижение первого этапа научного развития специалиста, а далее человек мог прогрессировать и получить звание доктора, в то время как в западной академической практике существовала (и существует) только докторская степень как апофеоз научной карьеры.

Сотрудники кафедры технологии ремонта авиационной техники РКИИГА, фото с сайта russkije.lvСотрудники кафедры технологии ремонта авиационной техники РКИИГА, фото с сайта russkije.lv

Этому эксперты США также уделили внимание при изучении факторов превосходства СССР в обеспечении высокого уровня военных разработок и освоении космического пространства.

В 1963 году после восстановления рижского военно-авиационного вуза был объявлен набор по всей стране и всему соцблоку. Рига и Киев набирали перспективных выпускников школ по принципу зонального планирования. В рижский вуз, открывший четыре курса, поступали студенты из Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси, а также из таких отдаленных областей, как Магадан, Якутск и другие. В РКИИГА также учились студенты из дружественных иностранных государств, а также из Восточной Германии и Польши. Остальные поступали в Киев.

В разные годы в рижском вузе училось порядка тысячи иностранцев и от 5 до 8 тысяч студентов (в начале 1990-х годов — 1200 иностранцев и 8000 местных студентов).

Торжественный марш студентов Института экономики и финансов в честь 60-летнего юбилея РКИИГА, 1979 год, РигаТоржественный марш студентов Института экономики и финансов в честь 60-летнего юбилея РКИИГА, 1979 год, Рига

Традиции вузовского братства, корпоративной сплоченности и товарищеской солидарности передавались из поколения в поколение. Одним из примеров взаимодействия на общественно-интеллектуальном уровне стало участие РКИИГА в играх КВН. Юрий Радзиевский в начале 1960-х годов сформировал команду из курсантов, которая показывала очень высокие результаты. В первый раз она заявила о себе в 1963 году, а в 1964 вышла в полуфинал, где члены жюри ее засудили, поскольку в другом полуфинале победу одержала команда из Киевского военно-авиационного института. Допустить участие в финальном состязании двух авиакоманд было трудно.

Однако к 1969 году ркииговская команда КВН одержала убедительную победу во всесоюзном противостоянии, взяв вожделенный кубок.

Участники команды КВН из РКИИГА.Участники команды КВН из РКИИГА.

Сложные времена для вуза наступили в начале 1990-х годов; даже встал вопрос ликвидации образовательного учреждения и сноса самого здания.

В 1992 году состоялось историческое голосование: 97 из 100 депутатов поддержали сохранение вуза, но под новым именем — Рижское авиационное училище (РАУ). Так вузу удалось просуществовать до 1999 года.

Статья, посвящённая 90-летию легендарного вузаСтатья, посвящённая 90-летию легендарного вуза

За время работы в РКИИГА (РАУ) Владимир Ходаковский подготовил 22 кандидата наук и 12 докторов. По его словам, училище всегда отличали профессионализм преподавателей, новейшая советская авиатехника, особые представления о чести и доблести. Формировался мощный коллектив, который оказывал всестороннюю поддержку каждому из его участников, что и определяло высочайший статус вуза. Припев из гимна РКИИГА включал в себя рефрен: «За нами Рига, за нами небо, за нами весь аэрофлот». И этому принципу студенты-ркииговцы верны по сей день.

Читайте также
4 главных мифа историков с Украины
5 июня
Переписывание истории в последние годы стало характерной чертой для украинских исследователей. Параллельно с ними занимаются искажением исторических фактов и политики. Из последних перлов можно выделить высказывание нового президента Украины Владимира Зеленского о том, что авиаконструктор Игорь Сикорский является «знаменитым украинцем».
Латыши хотят от политиков расправ и репрессий над русскими
7 июня
Интервью с сопредседателем Русского союза Латвии (РСЛ), депутатом Европарламента Мирославом Митрофановым.
«Вольта»: легендарный завод стал жертвой эстонского национализма
31 мая
Каждый человек, соприкасавшийся с электромоторами в советский период, слышал название «Вольта». Это эстонское предприятие было основано в 1899 году, когда Прибалтика переживала первый в своей истории торгово-промышленный бум, оказалось на грани банкротства после распада Российской империи, достигло расцвета после вхождения Эстонии в Советский Союз и было уничтожено после распада СССР.
5 заводов Украины, которые не пережили «декоммунизацию»
7 июня
Структура экономики Украины уже 5 лет подвергается серьезной деформации. В результате уменьшился удельный вес промышленности, особенно высокотехнологической, а термин «аграрная сверхдержава» стал предметом бесконечных злых шуток.
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...