Культура Культура

Легенды старой Риги: 5 историй ко дню рождения города

Источник изображения: estaline.by
0  

Столица Латвии, самая крупная административная единица Прибалтики и, наконец, удивительно живописный и весьма почтенный по годам город празднует с 17 по 19 августа свой день рождения. Этому событию портал RuBaltic.Ru решил посвятить очередную статью.

Но не ждите от нас обзора готовящихся праздничных мероприятий или анализа нынешней социально-экономической обстановки в Риге. Мы хотим предложить вам небольшую прогулку в сказку или как минимум в городскую легенду, коих за восемьсот семнадцать лет у старинного города накопилось немало.

Даже обидно — уже который том «Сказок старого Вильнюса» авторства модного писателя Макса Фрая увидел свет, а никаких «Сказок старой Риги» пока нет и в помине. Конечно, одной небольшой статьей эту вопиющую несправедливость не исправить, но это куда лучше, чем ничего, не правда ли?

Фото: supersnimki.ruФото: supersnimki.ru

Из всего многообразия городских преданий сложно выбрать то, которому пристало открывать наш «вечер воспоминаний». Наверное, правильно будет начать с самого начала — а именно с основания Риги.

Как и положено любому уважающему себя старинному городу, здесь тоже существует легенда, посвященная этому событию. И связана она с именем Большого Кристапа, который по одной версии был великаном, а по другой — попросту большим и сильным человеком, который помогал людям перебираться через Даугаву. И не на лодке, как какой-нибудь лентяй Харон, а вброд, перенося клиентов на собственных плечах. Там же, на берегу, он выстроил себе и домик, чтобы, так сказать, недалеко «отходить от кассы».

И вот как-то раз, ненастной ночью, Кристапа разбудил крик продрогшего маленького мальчика, которому просто необходимо было попасть на эту сторону, невзирая на грозу и ветер. Устоять перед детскими слезами добряк Кристап не мог и понес мальчишку на плече, удивляясь, что с каждым шагом он становится все тяжелее и тяжелее. Под конец ноша стала практически неподъемной, но Кристап не привык бросать дела на середине и «через не могу» доволок сорванца не только до берега, но и до собственной избушки, где, обессиленный, и повалился спать.

Поутру в домике никого не обнаружилось, а был только внушительный сундук с золотом, стоявший аккурат на том самом месте, где ночью спал опровергающий законы физики ребенок.

На что потратить золото, Кристап за всю жизнь так и не придумал, зато его наследники впоследствии употребили волшебное богатство с толком и начали строить на месте опустевшей избушки город Ригу.

Что стало с мальчиком и был ли таковой вообще, история умалчивает, но с тем, что не все тут просто, соглашаются все версии легенды. Поговаривают даже, что мальчик тот был вовсе не простым и что той ночью добрый Кристап нес на плече сына самого Христа. Откуда бы ему взяться у бездетного Мессии — вопрос другой, но именно этот вариант объясняет имя переносчика – Кристап-Христофор, которое он получил как раз после того события.

Эта легенда испокон века витает среди рижан, а сам Большой Кристап во все времена был весьма почитаемой фигурой. Настолько, что еще в начале XVI века на берегу реки установили статую из дерева, изображающую высокого человека с ребенком на плече. Статуя эта никогда не оставалась без внимания, ее украшали цветами и лентами, а некоторые чуть не молились ей, прося защиты и помощи в разных делах. Сейчас оригинал ее находится в Музее истории Риги и мореходства, а на набережной Даугавы стоит, защищенная стеклом, ее точная копия.

Фото: ic.pics.livejournal.comФото: ic.pics.livejournal.com

Не только весь город в целом, но и отдельные строения Риги также имеют романтический флер — например, две водонапорные башни-погодки, построенные в последние годы XIX века.

Когда-то, рассказывают люди, жили здесь две красавицы-сестры, Анна и Жанна, и все бы ничего, да только была Анна ведьмой. Правда, доброй — со всего города к ней ходили недужные, и она никому не отказывала, всех лечила и вылечивала. Но законов бизнеса, а также некоторых методов работы с конкурентами и в стародавнее время никто не отменял, и местный аптекарь знахарку решил извести — ведь кому нужен аптекарь с сомнительными пилюльками при наличии проверенной ведуньи! Он-то и настрочил на нее донос с обвинением в колдовстве. И, как водилось в ту пору, этого оказалось достаточно, чтобы Анну, не особо разбираясь, сожгли, а ее добросердечная сестра Жанна от горя покончила с собой рядом с местом казни. Там-то, где развеялся прах двух сестер, в 1896 и 1897 годах и выросли две водонапорные башни-близняшки.

Фото: s.picture-russia.ruФото: s.picture-russia.ru

Но и тут одной версией не обошлось: среди сторонников теории мирового заговора бытует мнение, что башни — вовсе не память о прекрасных сестрах, а часть хитроумного плана тайного общества Иллюминатов. Дескать, Анна и Жанна вместе с построенной на полтора десятилетия позже третьей башней — Серой Алисой – и еще одной, возникшей в 1913 году и так и оставшейся без имени, образуют подозрительно ровный треугольник, каким-то образом еще и привязанный к сторонам света. Во главе прямого угла высятся башни-сестры, а одиночные венчают острые углы. Не к добру, мол, это и неспроста. Ну да каждому свое.

Главное, чтобы задорные энтузиасты не начали рыть в центре этой геометрической фигуры, где сейчас в одном из дворов находится закованная в асфальт автостоянка, в надежде наложить лапу на легендарное золото тамплиеров.

Фото: ic.pics.livejournal.comФото: ic.pics.livejournal.com

Раз уж мы коснулись мистических тем, грех было бы не упомянуть легенду о рижском трубочисте, тем более что в ее основе, как говорят, лежат вполне себе исторические факты. Даже дом на улице Калькю, где разворачивались эти драматические события, все еще стоит, как стоял. И в этом доме жил себе зажиточный средневековый обыватель с патриархальными взглядами — поболе даже, чем «в среднем по больнице» на ту пору. Настолько, что дочь свою, прекрасную Гарумзиме, не только никуда не пускал без присмотра, но и поселил на верхотуре под самой крышей, чтобы исключить, так сказать, на корню все неподобающие знакомства.

Но, как известно, три вещи удержать невозможно: воздух, воду в ладонях и девицу, возжаждавшую романтики.

И та романтика явилась к ней в образе чумазого, но от этого не менее пригожего трубочиста Зилайса Димантса. А дальше — как в песнях поется да в легендах сказывается. Еженощно наведывался юный трубочист к дому возлюбленной, забирался по своей лесенке до второго этажа, а там хватался за веревку, что спускала ему красавица из своего окошка.

И неизвестно, как бы все обернулось, да подвели коты. Да-да, именно неразлучная пара котов-полуночников, орущих на подоконнике, однажды разбудила сурового папашу посреди ночи. Он поднялся турнуть их и тут-то разглядел в лунном свете все нехитрое верхолазное снаряжение. И вот кому бы сниматься в трагедийной версии «Ну, погоди!» — прихватив садовые ножницы, оскорбленный в своих педагогически-моралистических идеалах родитель засел в засаде, поджидая дочкиного кавалера.

Пробило три часа… Дальнейший ход повествования понятен — ножницы щелкнули, трубочист разбился. Но отмщенный отец недолго радовался победе над развратом и пороком: безутешная Гарумзиме прыгнула следом из окна и разделила судьбу нареченного.

Вы спросите, где же мистика? А вот где: поговаривают, что каждую ночь ровно в три часа у дома можно услышать сначала крик трубочиста, а потом и девицы под аккомпанемент басовитого мурлыканья двух черных бессовестных ябед.

Фото: rutraveller.ruФото: rutraveller.ru

В заключение же потешим публику забавной и двусмысленной легендой — тоже про реку, как и в самом начале, но на этот раз с ихтиологическим уклоном.

Она гласит, что раз в столетие здоровенная рыбина всплывает на поверхность Даугавы и обращается к первому встречному с сакраментальным вопросом: «Готова ли Рига?» Тут главное не оплошать и ответить отрицательно, потому что иначе гигантская тварь поднимет на реке такую волну, что затопит весь город.

Судя по тому, что Рига до сих пор стоит и тонуть не собирается, все случайные прохожие отвечали правильно — и неважно, зная о подвохе или нет. Именно поэтому готова Рига не будет, видимо, никогда.

Читайте также
5 мифов современного украинского сознания о России
26 июля
Стереотипы о других странах — дело обычное. Существует даже наука имагология, изучающая представления в народе о «чужих» и «своих».
Почему культ страдания сыграл с украинской литературой злую шутку (часть 1)
22 июля
На подготовительных курсах к поступлению в Донецкий национальный университет (еще до начала войны в Донбассе) преподаватель вуза задает абитуриентам вопрос: «Почему украинские авторы писали о тяжелой судьбе простого угнетенного народа, а русские — нет?»
Из Латвии в Англию и Германию: «Решение о переезде было принято буквально за один день»
20 июля
Аналитический портал RuBaltic.Ru продолжает знакомить читателей с историями людей, подавшихся в эмиграцию.
«Зря, ребята, на Россию ропщем»: Владимир Маяковский о Латвии
19 июля
Сегодня исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского.
Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...