×
История История

Ученье — свет: образование становится драйвером развития Союзного государства

Источник изображения: culture.ru

Первое сентября — особый день для сотен миллионов человек во всем мире. Для жителей большинства государств постсоветского пространства, Китая и ряда других стран он символизирует начало нового учебного года. Череда международных событий последних лет заставляет задуматься о значимости образовательной сферы для современного общества. Очевидно, что сегодня образование становится очень важным элементом как внутренней, так и внешней политики. Особую роль оно играет и в развитии Союзного государства России и Беларуси.

Как известно, советская система образования справедливо считалась лучшей в мире, причем такие оценки давали в том числе западные политики и эксперты. Подтверждением этого тезиса можно считать ликвидацию неграмотности в короткие сроки и создание целого комплекса новых научных дисциплин, что было бы невозможно без мощного образовательного фундамента.

Все изменилось в 1990-е годы, когда на фоне масштабных социально-экономических и политических трансформаций началась болезненная перестройка системы образования. Этот процесс сопровождался закрытием многих НИИ, уменьшением финансирования различных научных проектов, «утечкой мозгов», бездумным внедрением западных образовательных стандартов и публикацией учебников для вузов и школ, написанных по заказу Фонда Сороса и других подобных структур.

Такая ситуация была характерна не только для России, но и для других стран постсоветского пространства. Безусловно, это создавало дополнительные трудности для развития интеграционных проектов, в том числе в рамках Союзного государства, поскольку у многих молодых россиян и белорусов возникло желание любой ценой уехать на Запад, чтобы получать образование именно там, а не в своих странах.

Естественно, что это обстоятельство препятствовало развитию российско-белорусских проектов в области академической мобильности. 

За примерами далеко ходить не надо. Вплоть до 2020 года в том же Белорусском государственном университете даже на стендах, расположенных на этажах вуза, превалировала информация об осуществлении образовательных проектов с западными партнерами, а не с Россией.

С одной стороны, это объяснялось особенностями внешнеполитической стратегии Минска на тот момент, который до августа 2020 года старался заигрывать с ЕС, пытаясь нормализовать с ним отношения и тем самым сбалансировать влияние Москвы. С другой — желанием самих молодых белорусов уехать учиться в Европу.

Этим пользовались страны Евросоюза, которые предлагали им различные программы академической мобильности с целью формирования нужных Брюсселю идеологических установок.

Особенно в этом преуспела Польша, которая буквально за несколько лет, начиная с 2014 года, смогла увеличить количество белорусских студентов более чем в два раза, а в России в тот же период их число сокращалось.

Однако после начала специальной военной операции ситуация изменилась, поскольку не только у россиян, но и у белорусов, обучающихся в Европе, стали возникать проблемы. Такое отношение к ним в странах ЕС в ближайшее время будет способствовать поступлению белорусских абитуриентов в высшие учебные заведения России, где для них созданы отличные условия.

Сегодня в Беларуси уже фиксируется возрастание интереса к обучению в российских вузах. Белорусские абитуриенты имеют право поступать в университеты РФ по результатам Централизованного тестирования, приравниваемого к ЕГЭ.

Во втором полугодии 2021–2022 учебного года в РФ получали образование порядка 12 тысяч белорусов. Для граждан Беларуси существуют специальные квоты для обучения, по которым сейчас учится около 30% белорусских студентов. При этом неоспоримым преимуществом учебы в России является легкая адаптация, поскольку люди попадают в хорошо знакомую социальную и языковую среду, а диплом, полученный в российских вузах, будет котироваться как в РФ, так и в Беларуси.

Пожалуй, только ленивый за последние три десятилетия не критиковал российское образование. Тем не менее, несмотря на все неоднозначные реформы в этой сфере, в России по-прежнему на всех уровнях обеспечивается качественная подготовка, открывающая широкие возможности для самореализации и трудоустройства выпускников. Учеба в РФ престижна, востребованна и является довольно популярной среди студентов из стран постсоветского пространства, Африки и Азии.

При этом, чтобы его получить, иногда необязательно даже выезжать за пределы своей страны. Так, например, в той же Беларуси, в Могилеве, работает Белорусско-Российский университет, в Минске — филиалы Российского государственного социального университета, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Стоит сказать, что в настоящее время Россия и Беларусь активно налаживают взаимодействие в области не только высшего, но и среднего образования.

К примеру, белорусским школьникам предоставлен полный доступ к образовательной платформе «Российская электронная школа», на которой находится коллекция видеоуроков по всем учебным предметам, разработанных ведущими педагогами России. Это позволяет юным белорусам адаптироваться к особенностям российской образовательной системы и подготовиться в дальнейшем к поступлению в российский вуз.

Особое место в молодежной политике Беларуси и России традиционно занимает патриотическое воспитание, которому уделяется повышенное внимание в последние годы, что объясняется необходимостью противодействия деструктивному влиянию ряда недружественных государств на подрастающее поколение обеих стран.

В частности, в рамках проекта «Поезд памяти» в июне 2022 года 200 десятиклассников из разных областей Беларуси и России посетили 15 городов, связанных с историей Великой Отечественной войны, среди них Брест, Смоленск, Ржев, Москва, Минск. Новая акция уже вызывает большой интерес у подростков, поскольку только от российских школьников поступило более 800 заявок на участие в ней.

С 9 по 29 августа 2022 года во Всероссийском детском центре «Орленок» прошла военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных, Нахимовского военно-морского, а также кадетских училищ Беларуси и России. 18 августа в рамках смены состоялся День Союзного государства, в связи с которым ребята рассказывали о своих учебных заведениях, участвовали в интеллектуальной викторине и тематическом вечере «Беларусь и Россия в Союзном государстве».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование по-прежнему является одним из важнейших скрепляющих элементов Союзного государства.

Россия и Беларусь довольно активно взаимодействуют в образовательной сфере, во многом используя потенциал двустороннего сотрудничества, заложенный еще в советское время, что позволяло всегда достигать синергетического эффекта при реализации конкретных совместных проектов.

Однако в последние десятилетия существовала тенденция, связанная с ориентацией России и Беларуси на западные образовательные стандарты, отказом от собственных уникальных наработок и развитием кооперации преимущественно с западными партнерами, что было отчетливо видно на примере высшего образования.

В 2022 году Запад окончательно продемонстрировал свое истинное отношение к Москве и к Минску, фактически начав в рамках «гибридной войны» наступление на них не только на политическом и экономическом, но и на гуманитарном фронте.

В таких условиях стало понятно, что выстраивавшееся многолетнее сотрудничество в сфере образования больше невозможно в полной мере, а навязанные в том числе в ходе реализации различных образовательных проектов западные ценности и установки стали работать на разрушение важнейших социальных институтов.

Сегодня у России и Беларуси на фоне беспрецедентного за весь постсоветский период давления со стороны Запада появляется уникальная возможность освободиться от его негативного идеологического влияния, чтобы хотя бы частично вернуться к лучшим практикам советской образовательной системы и интенсифицировать сотрудничество друг с другом на благо наших народов.

Нельзя упускать такой исторический шанс, ведь именно в преддверии нового учебного года лучше всего осознаешь, что образование — это мощный инструмент развития, а невыученные уроки могут слишком дорого стоить.


Евгений Коренев 

Кандидат исторических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Добро пожаловать в семью»: кинематограф объединяет Беларусь и Россию
27 августа
27 августа в СССР отмечали День советского кино. И хотя с 1994 года профессиональный праздник белорусских кинематографистов был перенесен на другую дату — 17 декабря, многие из них по привычке или из солидарности с российскими коллегами по-прежнему отмечают его в августе. Сегодня этот праздник — хороший повод вспомнить о совместных достижениях и подумать над перспективами, которые открывает перед белорусскими мастерами кинематографа интеграция с Россией.
Беларусь заняла второе место в полуфинале танкового биатлона
23 августа
Команда Беларуси заняла второе место в первом полуфинальном заезде танкового биатлона.
Перспективы или противоречия: к чему приведет вступление Абхазии в Союзное государство
30 августа
Абхазия может присоединиться к Союзному государству России и Беларуси. Об этом в эфире «Соловьев live» заявил президент кавказской республики Аслан Бжания. Кроме того, по его словам, Беларусь и Абхазия в ближайшее время реализуют крупный инвестиционный проект, правда, о чем речь, глава Абхазии не уточнил. Каковы реальные перспективы присоединения Абхазии к Союзному государству, почему об этом заговорили именно сейчас и как к этой идее отнесутся в Минске?
Белорусская сборная вышла в финал танкового биатлона
24 августа
Команда Беларуси вышла в финал конкурса «Танковый биатлон». Об этом сообщает пресс-служба Минобороны республики.