×
История История

Зачем Литве историческое лицемерие?

Источник изображения: http://www.ochevidets.ru

Литва приравнивает коммунизм к нацизму, чтобы заретушировать участие литовцев в Холокосте. Об этом говорят и в самой Литве, и на Западе. Из литовцев делают жертв тоталитарных режимов, чтобы скрыть, что среди них самих были и палачи. Повествуя о преступлениях коммунизма, Литва не только оставляет в тени преступления нацизма, но и занимается оправданием нацистов и их литовских пособников. Литовская политика памяти не имеет никакого отношения к морали – это попытка оправдать собственные преступления и переписать историю ради борьбы с Россией на международной арене.  

Приравнивание советских преступлений к нацистским — ложь и фальсификация истории, написало несколько лет назад британское издание The Guardian. Колумнист The Guardian Джонатан Фридланд после посещения Музея жертв геноцида в Литве и места, где было Каунасское гетто, утверждал, что литовская историческая политика — это одно сплошное лицемерие.

В продвигаемой Литвой концепции «двойного геноцида» Джонатан Фридланд обнаружил поразительные несуразности. При декларируемом властями Литвы равенстве коммунизма и нацизма преступления последнего в Литве последовательно отодвигают на второй план и даже скрывают, предпочитая говорить исключительно о советском времени.

«Возьмите Музей жертв геноцида на центральном проспекте Гедиминаса в Вильнюсе. Вы можете подумать, что в таком месте будет рассказ про геноцид, близко к центру которого был Вильнюс, а именно убийство евреев. Но вы ошибётесь. Холокост не упоминается. Основное внимание уделяется страданиям, нанесенным КГБ. Снаружи есть два выдающихся каменных памятника жертвам Москвы. Если вы хотите вспомнить про 200 000 убитых евреев Литвы, вы должны будете отойти далеко от основного здания, по переулку, до крошечного «зеленого дома», который в любом случае закрыт на ремонт и директор которого под давлением государственных чиновников борется за свою работу», — недоумевает журналист.

Такие же вопросы остаются после посещения Девятого форта в Каунасе, где в годы нацистской оккупации совершались массовые убийства евреев. «Я видел, например, что Девятый форт включает в себя не только массивный советский мемориал в стиле социалистического реализма, посвященный погребенным в этих ямах, но и более новый выставочный зал, повествующий об угнетении советских лет, хотя связь между объектом и его местоположением в лучшем случае незначительна», — пишет Фридланд.

При этом литовская власть словно пытается привлекать поменьше внимания к трагическому месту, в котором убивали евреев. Мемориал на месте ворот в Каунасское гетто едва заметен с дороги, нет особых дорожных знаков для желающих посетить Девятый Форт. А те, кто всё же находят мемориальный комплекс, вместо рассказа о Холокосте получают там рассказ о ГУЛАГе и депортации литовцев в Сибирь.

Почему так, удивляется британский журналист и находит неприглядный ответ.

Литовцы подменяют рассказ о преступлениях нацизма рассказом о жертвах сталинизма, чтобы замаскировать историческую правду о том, что они сами участвовали в Холокосте вместе с гитлеровцами.

«Уравнивание нацистских и коммунистических преступлений редко влечет за собой честный отчет о первых. Например, мемориальная доска в Девятом форте идентифицирует убийц только как «нацистов и их помощников». На ней не указано, что эти помощники были литовскими добровольцами, с энтузиазмом убивавшими своих собратьев-литовцев, — пишет журналист Guardian. — В моих путешествиях, посещая целую кучу мест, я не сталкивался с ситуацией, которая давала бы прямое и явное описание этой голой суровой правды:

евреи Литвы стали жертвами одних из самых многочисленных убийств в нацистской Европе (более 90% еврейского населения), главным образом потому, что местное население помогало немцам. В самом деле, они начали убивать евреев 22 июня 1941 года, еще до того, как пришли люди Гитлера».

Об этом же говорит и литовская писательница Рута Ванагайте, автор книги «Наши» об участии литовцев в геноциде евреев: «Однажды я услышала лекцию литовского историка, которая меня потрясла. Обычно у нас говорят, что Литва в Холокосте не участвовала, а были какие-то изверги, они помогали нацистам. И если бы они не стреляли в евреев, то их бы самих убили немцы. А этот историк рассказал совсем другую историю: была пирамида убийств, она начиналась с литовского правительства, вся гражданская администрация и полиция участвовала в этом. Это были никакие не изверги, а обычные люди, которые служили в литовских батальонах».

Для того чтобы скрыть эту «голую суровую правду», сегодняшняя Литва и продвигает идею о том, что нацизм и коммунизм — это равно преступные тоталитарные идеологии. Преступников изображают жертвами, чтобы скрыть, что они были палачами. Жертва всегда права, её надо жалеть, она не может нести ответственность за свои действия.

The Guardian обвиняет Литву в фальсификации истории и откровенной лжи. Коммунизм объективно не равен нацизму; приравнивать сталинские репрессии в Литве к геноциду литовских евреев — это идти против правды и оскорблять память жертв Холокоста. Притеснения советских лет не были геноцидом, использование термина «геноцид» по отношению к арестам и депортациям — безбожное злоупотребление этим термином.

Литовская историческая политика была бы неприемлема, даже если бы она честно ставила нацизм и коммунизм на одну доску и уделяла равное время осуждению обеих идеологий. Но Литва и этого не делает.

Литовские власти не только предпочитают рассказывать о преступлениях коммунизма, но и занимаются реабилитацией нацизма и героизацией литовских пособников Гитлера.

«Это та же история, что с изменением закона 2008 года, когда во имя эквивалентности была запрещена не только нацистская, но и советская символика. Как будто мало того, что ветерану антигитлеровской коалиции запретили носить его медали на парадах — в мае литовский суд счёл, что свастика была не нацистским символом, а частью "прибалтийской культуры", и поэтому она может публично демонстрироваться», — возмущается журналист из Великобритании.

Это еще что… В 2012 году в Литве был торжественно перезахоронен премьер-министр коллаборационистского Временного правительства Литвы Юозас Амбразявичюс, чей Фронт литовских активистов летом 1941 года, еще до прихода войск Гитлера, устроил Каунасский погром евреев.

«Литовская власть встретила немцев с распростертыми объятиями, создала гражданскую администрацию, чтобы работала на нацистов. Сразу организовали батальоны, которые были посланы убивать. Во время оккупации в литовской гражданской администрации работали 600 немцев и 20 тысяч литовцев. Многих евреев убивали местные полицейские», — пишет Рута Ванагайте.

Государственного перезахоронения Амбразявичюса добилась лично президент Литвы Даля Грибаускайте, а литовские консерваторы много лет добиваются признания его правительства легитимным. Неудивительно, что эти люди не хотят, чтобы литовцы и гости Литвы могли легко найти дорогу к Каунасскому гетто.

Прямо и без обиняков в британской статье объясняются цели такой политики властей. Цель первая — избавить палачей от ответственности, изобразив их жертвами. Вторая — создать национальный миф о литовцах как о кристально чистом народе, в истории которого не было тёмных пятен.

Третья цель — использовать фальсификацию истории в целях борьбы с Россией, выставив Москву перед Европейским союзом как режим геноцида, не покаявшийся за преступления прошлого.

Историческая политика, побуждаемая такими целями, аморальна и оскорбляет память жертв Холокоста, павших от рук нацистов и их литовских подельников. Запад не должен мириться с такими действиями Литвы — заключает Guardian.

Однако Запад мало интересует Литва. Поэтому он всё время мирился и до сих пор с этим мирится. 


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!